Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Category:

Бхубанешвар – храмы

Продолжаю рассказ о Бхубанешваре. Теперь – храмы.

Давшие имя городу. Когда-то их было 7 тысяч, большая часть была уничтожена мусульманскими захватчиками на пару с временем. Сейчас насчитывают то ли 400, то ли 500.
Наиболее крупные и известные находятся в южной части Старого города. Элементарно обходятся на своих двоих, хотя у буржуев принято рикшевозов кормить.
От музея штата минут пять ходьбы до перекрёстка Льюис Роад с Танкапани Роад. Там можно свернуть налево или направо.
Сначала сходим налево и вскоре наткнёмся на Раджарани Мандир. Он принадлежит Археологической службе Индии и единственный из храмов Ббс не действует и является музеем, открыт от рассвета до заката, 100 рупий.

Храмы Ориссы выполнены в одном из наиболее своеобразных стилей индийской культовой архитектуры, складывавшийся в древних царствах ория на протяжении веков. Они состоят из двух частей. Первая – башня святилища (деул), символизирующая священную гору Меру. Её ребристые стороны называются ратхами и украшены скульптурами, обычно ратх восемь – по числу стражей сторон света – дикпалов. Деул венчает священное оружие главного бога: колесо-чакра Вишну или трезубец Шивы. Зал для собраний (джагамохана), примыкающий к башне, представляет собой портик с пирамидальной крышей.


Всю это теорию как раз и удобно изучать в обычно пустующем Раджарани, высящемся в дальнем конце обширного ухоженного разнодеревного парка со скамеечками. Построен храм был около 1100 года из жёлто-розового песчаника раджарания (по нему и назван был), в XX веке отреставрирован.
По сторонам 18-метрового деула размещены статуи дикпалов со свитой.

Внутренние помещения закончены не были, так что они голы, с затхлым запахом и кем-то копошащимся во тьме.

Идём дальше по Танкапани, вскоре мост пересекает грязную канавку с трущобами по берегам – канал Дайя Западный, прорытый царём Кхаравелой во II веке до нашей эры.

Вскоре после моста – перекрёсток. Направо пыльная улочка ведёт к шиваистскому храму Брахмешвара, над которым развевается шафрановый флаг.

Храм действующий, строился с IX века до 1060 года и представляет собой настоящий комплекс, где главный храм с собственной оградой окружён парком с 4-мя храмами поменьше, а за главным храмом – большой бассейн для омовения.

На самом же перекрёстке будет храм Бхаскарешвара в красивом парке. Построен в XII веке, для Шива-лингама использовали кусок одной из колонн Ашоки.

Шафрановый флаг есть, но большинство индийцев просто гуляли в парке, вход внутрь храма перекрыт железной решёткой, редкие индусы молились и звонили в колокол прямо у решётки.
Если с перекрёстка Льюис и Танкопани пойти направо, то за несколько минут доходим до Бинду Сагар ("Капля океана") – вырытого ещё в раннем средневековье пруда, содержащего воду из всех священных рек Индии.

На его берегах и стоит главный храм города – 54-метровый Лингарадж Мандир или Трибхубанешвара ("Повелитель трёх миров"). Комплекс построен царём Ананатаварманом Чодагангой на рубеже XI и XII веков на месте более раннего святилища VII века. К нему я не пошёл – всё равно нехинду туда не пускают, в своё время даже Индиру Ганди не пустили, так как жената она была на иноверце-парсе, а вокруг видовой платформы буйно цветёт хассл.
Предпочёл прогуляться по окрестностям Бинду Сагар, посмотреть на храмы менее известные, но более интересные. За свалкой на берегу озера будет тантрическое святилище Вайтал Деул, построенное в конце VIII века.

Известно любопытными скульпутрами внутри, но оказалось закрытым.
Ладно, пошёл дальше. А дальше будет не менее интересный Парашурамешвара Мандир, самый красивый из ранних орисских храмов. Построен около 650 года, жрец за просмотр просил 100 рупий, но сошлись на 10-ти.

И правда, очень интересные скульптуры. Вот, например, эти, на стенах джагомаханы, ещё не имевшей пирамидальной крыши.

Один-в-один медитирующий в позе лотоса Будда. Так здесь изображён шиваитский проповедник Лакулиша, вернувший Ориссу к истинной вере в 5-м веке. И в оформлении храма нередок сюжет "лев, побеждающий слона" – олицетворяет победу индуизма над буддизмом.
Ближе к Льюис Роад будет ещё один симпатичный парк. В нём имеется небольшой Муктешвара Мандир (около 900 года) с богато украшенными скульпутрой входными воротами (торана).

На той же террасе стоит в лесах Сиддхешвара Мандир, недостроенный в XI веке.

И на последок, уже у самой Льюис Роад, будет Кедерогоури Мандир

также один из самых древних храмов города, но перестроенный 100 лет назад.
В следующий раз отправимся за город.
Tags: Индия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments