Вот и подошёл к концу рассказ про историю Китая последних полутора веков.
Первые годы после Тяньаньмэнь Китай серьёзно "подморозило". По всей стране прокатились жестокие репрессии против инакомыслящих (осуждено 10-20 тысяч человек), резко ужесточилась цензура, возобновились политзанятия и пропаганда идей Мао Цзэдуна, бывший генсек Чжао Цзыян последние 15 лет своей жизни проведёт под домашним арестом, а его главный экономический советник, директор Института экономических реформ Чэнь Ицзы бежал из страны.
Резко ухудшились политические отношения с западными странами, осудившими репрессии. Правда, на экономических связях это не сильно сказалось.
Главную роль в руководстве в эти годы играл премьер Госсовета Ли Пэн, прозванный на Западе "пекинским мясником". Жёсткой денежной политикой и контролем цен он смог остановить инфляцию, активно реанимировались плановые методы управления экономикой.
Пост генерального секретаря ЦК КПК занял 1-й секретарь Шанхайского горкома и мэр Шанхая Цзян Цзэминь, не особо выдающийся гяньбу, который в те годы воспринимался как временная фигура, и был известен только тем, что смог в Шанхае добиться мирного прекращения демонстраций.
"Заморозки" в экономике окончились весной 1992-го, когда Дэн Сяопин, с 1989-го не занимавший официальных должностей и не появлявшийся на публике, совершил поездку по южным прибрежным городам КНР, встречался с народом и говорил, что экономические реформы надо продолжать и углублять, обвинив руководство КПК в "левизне".
III пленум ЦК КПК 14-го созыва в ноябре 1993 года принимает "Решение о некоторых вопросах создания социалистической рыночной системы", начиная строительство "социализма с китайской спецификой" и новый этап экономических реформ. Попутно принимаются новые решения о борьбе с "дурным стилем руководства", то есть коррупцией, резко расширены полномочия Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины.
Цзян Цземин в 1993-м становится полноправным главой государства, занимая пост председателя КНР. Экономикой же фактически (поскольку Ли Пэн с середины 93-го тяжело болеет) руководит один из ближайших советников Дэна, вице-премьер Госсовета и президент Народного банка Чжу Жунцзи (премьером Госсовета официально он станет в 1998-м).
В течение 90-х годов происходит постепенное свёртывание систем экономического планирования, создание современной банковской системы и рынков капитала, снимаются практически все ограничения на предпринимательскую деятельность. Не обошлось и без кризисов (вроде банкротства Кредитно-инвестиционной компании развития сельского хозяйства КНР в конце 1996-го или азиатского финансового кризиса 1997-го). Но в целом весь период реформ КНР удаётся поддерживать стабильные темпы экономического роста – в среднем 10 % в год.
В конце 90-х годов происходит новый этап реформ – акционируются и приватизируются государственные предприятия, нерентабельные закрываются. Доля экономики, жёстко регулируемой государством, сокращается до 5 %. Происходит довольно быстрый рост благосостояния граждан, государство активно стимулирует потребление через рост зарплаты и потребительское кредитование.
В 1997-98 годах, после смерти Дэн Сяопина, "шанхайцы" во главе с Цзян Цзэминем одерживают верх над своими противниками во главе с фактическим главой китайских спецслужб Цяо Ши. На основе главного тезиса последнего ("Следует говорить об управлении государством и партией на основе законов") Цяо Ши за границей считали сторонником демократизации режима.
В конце 90-х были амнистированы многие политзаключённые, ряду из них, вроде "отца китайской демократии" Вэй Цзиншэна и одного из лидеров тяньаньмэньских студентов Ван Даня, позволено эмигрировать в США. Тогда же заметно ослаблены и цензурные ограничения, начинают публиковаться работы, где допускается ограниченная критика политики властей. СМИ призваны и к борьбе с коррупцией.
90-е годы ознаменовались религиозным возрождением, а также безудержным распространением в обществе, несмотря на протесты китайских учёных, цигуна-фэншуя и прочих суеверий. Похоже, власти решили отвлечь население от политики, не только дав ему возможность зарабатывать. Тут тоже не обошлось без эксцессов – весной 1999-го пикетами в Пекине заявила о себе религиозная секта "Фалуньгун", став на следующее десятилетие главной головной болью китайских властей.
Председатель Цзян внёс вклад в идеологию КПК своей теорией "трёх представительств", согласно которой партия представляет не только трудящихся рабочих и крестьян, но и интеллигенцию и частных предпринимателей. Она была официально включена в Устав КПК в 2002-м ("теория Дэн Сяопина" попала туда в 1997-м, а "идеи Мао Цзэдуна" на пару с "марксизмом-ленинизмом" оттуда никто и не подумал убрать).
А главное, Цзян осуществил на практике выдвигавшуюся Дэном ещё с 1982-го идею о смене поколений руководителей (про шедшую в пакете идею Дэна о недопустимости концентрации власти в одних руках не вспоминали). Осенью 1999-го он официально заявил, что в стране в 2002-м произойдёт смена власти.
На внешней арене председатель Цзян занял позицию активного противодействия стремлению Тайваня к независимости, не останавливаясь и перед силовыми акциями в отношении США ("Хайнаньский инцидент" 2001-го). Укреплялись отношения с РФ.
Смена "третьего поколения руководителей Китая" "чётвертым" прошла в несколько этапов в 2002-2005 годах. Главные посты – генерального секретаря ЦК КПК, председателя КНР, председателя Центральных военных советов КНР и ЦК КПК – занял ректор ВПШ (партшколы) ЦК Ху Цзиньтао.
Премьером Госсовета стал Вэнь Цзябао. На Западе снова заговорили о возможности либерализации режима, ибо Вэнь был близким сотрудником Чжао Цзыяна и даже ходил с ним к студентам на Тяньаньмэнь в 1989-м. Но разговоры остались разговорами. Из реальных мер можно назвать только эксперименты по проведению местных выборов на низшем уровне с более чем одним кандидатом на место.
Новое руководство заявило о необходимости создания "более гармоничного общества" – снижение темпов экономического роста и направлении высвободившихся средств на улучшение жизни народа, оборону и инфраструктурные проекты. Также Китай стал активнее на внешнеэкономическом поле, в то же время снизив активность на внешнеполитическом фронте.
Ещё новые руководители решили быть "ближе к народу", и отличались большим популизмом, чем предшественники. Так, в 2005-м впервые в истории Китая были освобождены от налогов крестьянские хозяйства.
Очевидно, не обошлось без разногласий – осенью 2007-го последовала серия громких отставок ряда министров. Регулярно вспыхивали и шумные коррупционные скандалы – количество дел исчислялось сотнями тысяч, а расстреливали даже коррупционеров уровня члена ЦК, вице-губернаторов провинций и мэров городов.
А затем случился, как раз после триумфальной Пекинской Олимпиады, мировой экономический кризис. И руководству КНР пришлось решать две задачи – избежать "перегрева" экономики и резко повысить внутренний спрос на продукцию "мировой фабрики". А ведь сколько ещё проблем – растёт разрыв между богатыми и бедными, количество безработных оценивается в 100-150 миллионов, разрушение экологии привело к наступлению пустынь, в 80 % китайских рек исчезла любая жизнь. По мере переселения ханьцев в Тибет и Синцзянь ухудшаются межнациональные отношения в этих регионах.
Этими и другими проблемами будет заниматься следующее, "пятое поколение" руководителей КНР, переход власти к которому начнётся в 2012-м. Будущего главу КНР зовут Си Цзиньпин.
Так что в следующий раз порассуждаю о китайском настоящем и будущем.
P.S. Глядя на последние два поколения китайских руководителей, почему-то вспоминаются слова Мао: "Если в горах нет тигра, то хозяином вершины может стать обезьяна". Всю свою жизнь Мао боролся за то, чтобы на вершинах холмов не было обезьян. Вот только обезьяны в горах выживают гораздо лучше тигров…
Первые годы после Тяньаньмэнь Китай серьёзно "подморозило". По всей стране прокатились жестокие репрессии против инакомыслящих (осуждено 10-20 тысяч человек), резко ужесточилась цензура, возобновились политзанятия и пропаганда идей Мао Цзэдуна, бывший генсек Чжао Цзыян последние 15 лет своей жизни проведёт под домашним арестом, а его главный экономический советник, директор Института экономических реформ Чэнь Ицзы бежал из страны.
Резко ухудшились политические отношения с западными странами, осудившими репрессии. Правда, на экономических связях это не сильно сказалось.
Главную роль в руководстве в эти годы играл премьер Госсовета Ли Пэн, прозванный на Западе "пекинским мясником". Жёсткой денежной политикой и контролем цен он смог остановить инфляцию, активно реанимировались плановые методы управления экономикой.
Пост генерального секретаря ЦК КПК занял 1-й секретарь Шанхайского горкома и мэр Шанхая Цзян Цзэминь, не особо выдающийся гяньбу, который в те годы воспринимался как временная фигура, и был известен только тем, что смог в Шанхае добиться мирного прекращения демонстраций.
"Заморозки" в экономике окончились весной 1992-го, когда Дэн Сяопин, с 1989-го не занимавший официальных должностей и не появлявшийся на публике, совершил поездку по южным прибрежным городам КНР, встречался с народом и говорил, что экономические реформы надо продолжать и углублять, обвинив руководство КПК в "левизне".
III пленум ЦК КПК 14-го созыва в ноябре 1993 года принимает "Решение о некоторых вопросах создания социалистической рыночной системы", начиная строительство "социализма с китайской спецификой" и новый этап экономических реформ. Попутно принимаются новые решения о борьбе с "дурным стилем руководства", то есть коррупцией, резко расширены полномочия Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины.
Цзян Цземин в 1993-м становится полноправным главой государства, занимая пост председателя КНР. Экономикой же фактически (поскольку Ли Пэн с середины 93-го тяжело болеет) руководит один из ближайших советников Дэна, вице-премьер Госсовета и президент Народного банка Чжу Жунцзи (премьером Госсовета официально он станет в 1998-м).
В течение 90-х годов происходит постепенное свёртывание систем экономического планирования, создание современной банковской системы и рынков капитала, снимаются практически все ограничения на предпринимательскую деятельность. Не обошлось и без кризисов (вроде банкротства Кредитно-инвестиционной компании развития сельского хозяйства КНР в конце 1996-го или азиатского финансового кризиса 1997-го). Но в целом весь период реформ КНР удаётся поддерживать стабильные темпы экономического роста – в среднем 10 % в год.
В конце 90-х годов происходит новый этап реформ – акционируются и приватизируются государственные предприятия, нерентабельные закрываются. Доля экономики, жёстко регулируемой государством, сокращается до 5 %. Происходит довольно быстрый рост благосостояния граждан, государство активно стимулирует потребление через рост зарплаты и потребительское кредитование.
В 1997-98 годах, после смерти Дэн Сяопина, "шанхайцы" во главе с Цзян Цзэминем одерживают верх над своими противниками во главе с фактическим главой китайских спецслужб Цяо Ши. На основе главного тезиса последнего ("Следует говорить об управлении государством и партией на основе законов") Цяо Ши за границей считали сторонником демократизации режима.
В конце 90-х были амнистированы многие политзаключённые, ряду из них, вроде "отца китайской демократии" Вэй Цзиншэна и одного из лидеров тяньаньмэньских студентов Ван Даня, позволено эмигрировать в США. Тогда же заметно ослаблены и цензурные ограничения, начинают публиковаться работы, где допускается ограниченная критика политики властей. СМИ призваны и к борьбе с коррупцией.
90-е годы ознаменовались религиозным возрождением, а также безудержным распространением в обществе, несмотря на протесты китайских учёных, цигуна-фэншуя и прочих суеверий. Похоже, власти решили отвлечь население от политики, не только дав ему возможность зарабатывать. Тут тоже не обошлось без эксцессов – весной 1999-го пикетами в Пекине заявила о себе религиозная секта "Фалуньгун", став на следующее десятилетие главной головной болью китайских властей.
Председатель Цзян внёс вклад в идеологию КПК своей теорией "трёх представительств", согласно которой партия представляет не только трудящихся рабочих и крестьян, но и интеллигенцию и частных предпринимателей. Она была официально включена в Устав КПК в 2002-м ("теория Дэн Сяопина" попала туда в 1997-м, а "идеи Мао Цзэдуна" на пару с "марксизмом-ленинизмом" оттуда никто и не подумал убрать).
А главное, Цзян осуществил на практике выдвигавшуюся Дэном ещё с 1982-го идею о смене поколений руководителей (про шедшую в пакете идею Дэна о недопустимости концентрации власти в одних руках не вспоминали). Осенью 1999-го он официально заявил, что в стране в 2002-м произойдёт смена власти.
На внешней арене председатель Цзян занял позицию активного противодействия стремлению Тайваня к независимости, не останавливаясь и перед силовыми акциями в отношении США ("Хайнаньский инцидент" 2001-го). Укреплялись отношения с РФ.
Смена "третьего поколения руководителей Китая" "чётвертым" прошла в несколько этапов в 2002-2005 годах. Главные посты – генерального секретаря ЦК КПК, председателя КНР, председателя Центральных военных советов КНР и ЦК КПК – занял ректор ВПШ (партшколы) ЦК Ху Цзиньтао.
Премьером Госсовета стал Вэнь Цзябао. На Западе снова заговорили о возможности либерализации режима, ибо Вэнь был близким сотрудником Чжао Цзыяна и даже ходил с ним к студентам на Тяньаньмэнь в 1989-м. Но разговоры остались разговорами. Из реальных мер можно назвать только эксперименты по проведению местных выборов на низшем уровне с более чем одним кандидатом на место.
Новое руководство заявило о необходимости создания "более гармоничного общества" – снижение темпов экономического роста и направлении высвободившихся средств на улучшение жизни народа, оборону и инфраструктурные проекты. Также Китай стал активнее на внешнеэкономическом поле, в то же время снизив активность на внешнеполитическом фронте.
Ещё новые руководители решили быть "ближе к народу", и отличались большим популизмом, чем предшественники. Так, в 2005-м впервые в истории Китая были освобождены от налогов крестьянские хозяйства.
Очевидно, не обошлось без разногласий – осенью 2007-го последовала серия громких отставок ряда министров. Регулярно вспыхивали и шумные коррупционные скандалы – количество дел исчислялось сотнями тысяч, а расстреливали даже коррупционеров уровня члена ЦК, вице-губернаторов провинций и мэров городов.
А затем случился, как раз после триумфальной Пекинской Олимпиады, мировой экономический кризис. И руководству КНР пришлось решать две задачи – избежать "перегрева" экономики и резко повысить внутренний спрос на продукцию "мировой фабрики". А ведь сколько ещё проблем – растёт разрыв между богатыми и бедными, количество безработных оценивается в 100-150 миллионов, разрушение экологии привело к наступлению пустынь, в 80 % китайских рек исчезла любая жизнь. По мере переселения ханьцев в Тибет и Синцзянь ухудшаются межнациональные отношения в этих регионах.
Этими и другими проблемами будет заниматься следующее, "пятое поколение" руководителей КНР, переход власти к которому начнётся в 2012-м. Будущего главу КНР зовут Си Цзиньпин.
Так что в следующий раз порассуждаю о китайском настоящем и будущем.
P.S. Глядя на последние два поколения китайских руководителей, почему-то вспоминаются слова Мао: "Если в горах нет тигра, то хозяином вершины может стать обезьяна". Всю свою жизнь Мао боролся за то, чтобы на вершинах холмов не было обезьян. Вот только обезьяны в горах выживают гораздо лучше тигров…
Если со стороны председателя Цзяна ещё наблюдались какие-то потуги, то Ху уже явно классический "Брежнев в молодости", всё движется по накатанной колее.
Не зря современные китайские публицисты национал-патриотической направленности весьма критически к нему относятся (разумеется, критика в КНР весьма "завуалированная").
А уж как "спасал" ее Мао, это еще поискать аналоги надо. Пол Пот тоже был еще тот мыслитель, только вот обычно такие теоретики что-то со своим населением обычно какие-то совсем извращенные эксперименты ставят.
Теоретики разные бывают. Кроме Мао есть ещё и Дэн и Чжао Цзыян.
И в истории достаточно много ярких и харизматичных политиков, сумевших значительно улучшить жизнь своих стран. В описываемом регионе это Пак Чон Хи в Южной Корее, Чан Кайши на Тайване, опять же Дэн Сяопин в материковом Китае, Ли Куан Ю в Сингапуре.
Однако, вы угадали :-)