Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Categories:

История Китая – под водительством великого кормчего, часть вторая

Продолжаю рассказ об истории КНР. Наступает 1966-й.

А началось всё с одной пьесы, написанной известным историком и заместителем мэра Пекина У Ханем. О честном чиновнике, осмелившемся сказать правду погрязшему в пороках императору. Китайцы не хуже советских граждан умели "читать между строк", и многие увидели в "честном чиновнике" опального маршала Пэн Дэхуая. Мао тоже. И посетовал на "моду" заниматься антипартийной деятельностью "посредством написания романов".
Дискуссия об этой пьесе послужила спусковым крючком "великой пролетарской культурной революции" и дала ей название. У Ханя пытался защищать его прямой начальник, 1-й секретарь Пекинского горкома и мэр Пекина Пэнь Чжэнь, "буржуазными" словами, что "перед истиной все равны". В мае 1966-го он лишается всех постов и 16 мая 1966 года политбюро ЦК КПК создаёт "группу по делам культурной революции" во главе с партийным идеологом Чэнь Бодой. Её цель – чистка научных институтов и ВУЗов от "идущих по капиталистическому пути", и вовлечение молодёжи в классовую борьбу.

25 мая 1966 года секретарь парткома философского факультета Пекинского университета Не Юаньцзы с 6 студентами вывесила в столовой университета дацзыбао (газету больших иероглифов), в которой обвиняла Пекинский горком и ректора университета в "проведении ревизионисткой линии". СМИ, подконтрольные Чэнь Бода, немедленно распропагандировали этот эпизод как образец поведения "революционных студентов". По всей стране студенты и школьники начали критиковать своих учителей и преподавателей, а заодно – партийные и комсомольские органы.

Лю Шаоци и Дэн Сяопин в начале июня 1966 года (пока Мао "отдыхал" в Ханчжоу) решением политбюро ЦК запрещают "неорганизованные действия" и направляют в ВУЗы "рабочие группы" для восстановления порядка, происходят их столкновения со студентами. Лю и Дэн начинают готовить пленум ЦК, на котором планируют фактически отстранить от власти Мао под предлогом "плохого здоровья", переведя его на церемониальный пост почётного председателя КПК.
72-летний Мао эффектным способом развеивает слухи о своём "плохом здоровье", устроив 16 июля знаменитый заплыв в Янцзы. 18-го он возвращается в Пекин и обрушивается на "рабочие группы" Лю и Дэна, саботирующих "культурную революцию".

1 августа Мао поддерживает почин учащихся средней школы при Пекинском техническом университете, создавшем отряд "красногвардейцев (хунвейбинов)". По всей стране создаются десятки тысяч групп хунвейбинов, молодые рабочие в городах создают отряды "бунтовщиков (цзаофаней)". 5 августа Мао сам пишет дацзыбао под названием "Огонь по штабам". Его активно поддержали министр обороны Линь Бяо и (о чём в современном Китае не принято говорить) премьер Чжоу Эньлай, не раз выступавшие с пламенными речами перед хунвейбинами.
8 августа пленум ЦК принимает постановление о "культурной революции", целью которой провозглашены: "разгромить тех облечённых властью, которые идут по капиталистическому пути, раскритиковать реакционных буржуазных «авторитетов» в науке, раскритиковать идеологию буржуазии и всех других эксплуататорских классов, преобразовать просвещение, преобразовать литературу и искусство, преобразовать все области надстройки, не соответствующие экономическому базису социализма".

И в августе 1966-го бунт начинается, экзальтированная молодёжь с энтузиазмом бросается разоблачать "идущих по капиталистическому пути", "контрреволюционеров", "шпионов" и прочих "врагов народа", устраивая изуверские судилища под названием "митинги критики и борьбы". "Красное колесо" несётся по стране, сметая всех на своём пути. Те из бывших партработников и университетских профессоров, которым повезло уцелеть после издевательств, отправляются в "школы 7 мая" – лагеря трудового перевоспитания в глухих районах.

В январе 1967 года хунвейбины и цзаофани взяли штурмом здание Шанхайского горкома. Пять вице-премьеров Госсовета и секретарь Военного совета ЦК пытались протестовать, но в феврале были заклеймены как "отступники". После чего политбюро ЦК и Госсовет КНР фактически прекратили своё существование, единственной властью в стране осталась "группа по делам культурной революции". По всей стране хунвейбины и цзаофани при поддержке армии захватывали государственные и партийные учреждения, которые после этого фактически прекращали своё существование. На их месте возникали "революционные комитеты", запрещавшие людям читать и объявлявшие "контрреволюционными" светофоры на улицах, имена и архивы. Жгли книги, уничтожали памятники истории и прочее.

Было ли сопротивление? Было, хотя в современном Китае об этом не пишут, информации критически мало и вывод о фактически шедшей в стране гражданской войне представляется недостаточно обоснованным. Более-менее достоверные сведения есть об антимаоистском восстании ряда воинских частей, поддержанных горожанами, в Ухани в июле 1967-го, а также о вооружённой борьбе уйгуров против заезжих хунвейбинов в Синьцзяне.

Ситуация в стране вышла из-под контроля, молодые бунтари уже никого не слушают, доходило до нападений на эшелоны с оружием для сражающегося Вьетнама. В начале августа 1967-го хунвейбины захватывают здание МИДа, сжигают британское посольство, осаждают посольства других стран. Только вмешательство армии спасает дипломатов. Распоряжение Мао о возобновлении занятий в ВУЗах и школах в сентябре 1967-го игнорируется. Гуанчжоу оказывается охвачен боями с применением тяжёлого вооружения между двумя организациями хунвейбинов – выясняли, кто из них более "революционный".

Летом 1968-го власти решают навести порядок. В городах для борьбы с беспределом создаётся рабочая милиция под названием "Пропагандистские отряды идей Мао Цзэдуна". Именно такой отряд 27 июля 1968 года берёт штурмом главный штаб хунвейбинов – здание Пекинского технического университета, в ожесточённых столкновениях убито 10 человек. В августе в дело вступает армия. К концу года удалось восстановить порядок в городах, миллионы бывших хунвейбинов и цзаофаней депортированы на "перевоспитание" в сельскую местность.

В октябре 1968 года собравшийся наконец пленум ЦК подвёл итоги "бури и натиска". К тому времени 70 % членов ЦК было уже репрессировано, а 10 – погибло. Их заменили "леваки".
Более миллиона человек в ходе "культурной революции" было замучено, расстреляно, доведено до самоубийства, 20 миллионов отправлены на "трудовое перевоспитание", в той или иной степени репрессиям подверглись 100 миллионов – 1/7 населения Китая.
Из 300 руководителей министерств и ведомств Госсовета 235 было "вычищено", а сами эти органы фактически прекратили своё существование. Не был репрессирован только один посол КНР за границей (в насеровском Египте).
IX съезд КПК в апреле 1969 года провозгласил победу "культурной революции" и принял новый Устав партии, объявлявший её теоретической основой "идеи Мао Цзэдуна".

"Съезду победителей" предшествовал советско-китайский вооружённый конфликт в марте 1969-го на острове Даманском (Чжэньбао). С 1962 года китайская сторона выдвигала требования о пересмотре границы – дело в том, что в договорах ещё царской России с цинским Китаем она была проведена по китайскому берегу Амура и Уссури, а не по фарватеру, как принято в международной практике.
В феврале 1964-го советская сторона даже признала китайские требования справедливыми, но дальше этого дело не пошло. Августовское вторжение 1968-го в Чехословакию китайские вожди расценили, как предупреждение для себя и начали всерьёз готовиться к войне. Причем, не сомневаясь в мощи советского оружия, НОАК собиралась обороняться на берегах Янцзы. Только в сентябре 1969-го встреча Косыгина и Чжоу Эньлая в Пекинском аэропорту помогла снять напряжённость на границе.
Но впереди Китай ждали новые потрясения, о которых – в следующий раз.
Tags: Китай, история, маоизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments