Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Category:

Китай – транспорт, часть вторая

Рассказ про китайский городской транспорт начну с простого утверждения - китайские города обладают необычайно разветвлённой и эффективной системой общественного транспорта, позволяющей добраться до любого интересного места в городе и его ближайших окрестностях.

Первый совет – при прибытии в новый город первым делом покупаем самую свежую карту города (там обычно и маршруты автобусов показаны). Хотя бы для того, чтобы удивится, сколько новых станций метро китайцы успели построить за год, прошедший с выхода путеводителя. Бабушки у вокзалов/автостанций обычно торгуют ими по 10 юаней, в киосках можно купить за 5 юаней.

Метро. Имеется в большинстве крупных китайских городов. Там, где нет – построят в ближайшие годы. Обычно залегает неглубоко, часть линий – вообще эстакадные (т.н. "лёгкое метро"). Какие-то попытки к украшательству вроде московских замечены только на некоторых станциях первой линии Пекинского метро.

Станции (кроме самых старых) закрытого типа, на платформах размечено, где стоять, куда заходить. В час пик может быть многолюдно, но до столпотворения московского метро не дотягивает. Вагоны современные, объявления – двуязычные (китайский и английский), а в Гуанчжоу – даже трёхязычные (помимо стандартного путунхуа, ещё и кантонский диалект юэ). В начале и конце вагона имеются экраны с бегущими текстами – иероглифами и на английском. Есть и двуязычные схемки с загорающимися лампочками. Ещё в Пекине и Шанхае вход на станции – через просвечивание сумок.

Оплата дифференцирована, только в Пекине за любую поездку – 2 юаня.

Автобусные маршруты в китайских городах многочисленны. Автобусы современные, вход – через переднюю дверь, выход – через среднюю, задней нет. Кондукторы имеются в Пекине – соответственно там входим через ту из средних дверей (в Пекине распространены автобусы-"гармошки"), у которой сидит кондуктор – она на остановках высовывает руку в окно, показывая, где входить. На входе либо прикладываем транспортную карту к ридеру, либо бросаем монетки в коробочку.

Обычные цены: 1 юань – за некондиционированный автобус (но такие уже довольно редки), 2 юаня – за кондиционированный. С транспортной картой – дешевле. Такая роскошь, как двуязычные объявления, имеется только в Пекине, Шанхае и Гонконге, да и то – не всегда. Зато там обычно всегда идут двуязычные тексты на табло в начале салона. В других городах язык только китайский.

На автобусных остановках обычно маршруты подробно расписаны, но только иероглифами. В Пекине обычно конечные станции на остановках написаны латиницей.
Ещё иногда пишут про "переполненные китайские автобусы". Может, так и было – несколько лет назад. Или авторам таких заявлений не приходилось ехать в час пик в по-настоящему переполненном автобусе в обычном российском провинциальном городе. За сотню поездок на автобусах в разных китайских городах только один раз ехал стоя – как-то в субботу вечером в Пекине в 55-й набилась толпа пенсионеров, вывалившаяся из Бэйхая.

В Пекине, Шанхае и Гуанчжоу есть и троллейбусы – от автобусов отличаются только наличием этих самых троллей.

Из-за такого близкого сходства как-то в сумерках в Шанхае перепутал 19-й троллейбус с 19-м автобусом и уехал немного не туда :)

Трамваи в китайских городах вымерли. Кроме очаровательных двухэтажных трамваев в Гонконге.

К внутригородскому транспорту относятся ещё паромы в Гонконге, Гуанчжоу, Шанхае.

Стоит упомянуть маглев – поезд нового поколения (магнитная левитация), курсирующий между аэропортом Пудун и Шанхаем (станция метро Лонянь). Можно прокатиться ради интереса – стоит 50 юаней (против 7 юаней за метро).

В начале XXI века китайцы думали, строить ли скоростные поезда обычного типа (смотри рассказ про CRH) или такие вот маглевы. В 2006-м окончательно выбрали нормальные поезда, так что шанхайский маглев так и остался памятником китайского размаха с долей транжирства.

Такси в китайских городах многочисленны и разноцветны. Непонятно, зачем при таком общественном транспорте они нужны. А китайцы ещё и в очередях на них стоят! Ездят по счётчику, английского обычно таксисты не знают, так что под рукой желательно иметь карту с иероглифами, чтобы довезли куда надо.
Вот и весь рассказ про китайский транспорт.
Tags: Китай, технология путешествий
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments