Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Categories:

Китай – транспортные карты

К хорошему быстро привыкаешь. Кое-что в путешествии по Китаю очень понравилось.

А именно, транспортные карты в китайских городах. Обычно в их название присутствует иероглиф "тун" (проездной). Часто именуются в англоязычных надписях I-card. Имеются во всех крупных китайских городах, ими можно оплатить все виды городского общественного транспорта (когда со скидкой – когда нет) вплоть до такси (теоретически), звонки в телефонах-автоматах, покупки в некоторых супермаркетах и сетевых магазинах, жрачку в столь любимых китайцами "Макдональдсах" и "Кей-Эф-Си".

Карты без проблем покупаются, пополняются и теоретически могут быть сданы с возвратом депозита и оставшихся средств. В использовании крайне просты – прикладываются к ридерам. В метро прикладываем на входе и выходе, ибо цена поездки на китайском метро (кроме Пекина) дифференцирована. В городских автобусах/троллейбусах прикладываем при входе (в Пекине – через среднюю дверь, где кондуктор, в прочих городах – вход через переднюю дверь). В пригородных автобусах прикладываем карточку на входе и выходе. В гонконгском трамвае – на выходе. На паромах в Гонконге и Гуанчжоу – при входе на причал. При использовании карты на ридере высвечивается списываемая сумма и остаток средств на карте.

Кстати, ридер реагирует на карты на некотором расстояние – китайцы нередко суют карты в бумажники или кармашки дамских сумочек, и прикладывают к ридеру именно их – срабатывает зачастую не с первой попытки :) Самый оригинальный пример использования карты видел в Гонконге – мужик использовал кусочек карты, вставленный в брелок с ключами.
Главная причина для их использования – не столько скидки (они обычно не столь велики, за редким исключением вроде пригородных пекинских автобусов), а удобство. Не надо таскать с собой кучу мелочи (водители китайских автобусов сдачу сдавать не обязаны), стоять в очереди к автоматам по покупке одноразовых билетов в метро, да ещё мучится с выбором правильной станции.
Теперь расскажу о конкретных картах, которые использовал сам.

Гонконг, Oktopus, старейшая из подобных китайских карт. Стоит 150 гонконгских долларов (50 – депозит). Покупал на станции MTR после перехода из Шэньчжэня – кассы там правее турникетов. Даёт 5-10 % скидки на метро, электричках, зелёных минибасах. Также оплачивал ею покупки в супермаркете Welcome и магазинах 7-eleven. Пополнять карту можно в специальных автоматах на любой станции метро (но они очень не любят мятые купюры) либо в кассах тут же. Ещё на любой станции метро есть машина, на которой можно посмотреть остаток средств и последние траты по карты.
Гуанчжоу, Yang Cheng Tong. Названа в честь статуи 5 козлов в парке Юэйсю – символа города, они на карте и изображены, так что – самая красивая по дизайну карта. Покупал на станции метро на железнодорожном вокзале. Стоит 80 юаней (30 – депозит). Скидки есть на метро и пароме (50 %). Также оплачивал покупки в магазинах C-Store.

Пекин, Yikatong. Теоретически можно купить на любой станции метро, но из неудачной попытки пополнить счёт на станции на главном вокзале сделал вывод, что обращаться лучше в те кассы, над которыми есть надпись про IC. Сам покупал на станции метро на Южном вокзале, 100 юаней (20 – депозит). Пополнял на станции метро "Цианьмэнь" – просто суёшь в кассу карточку и нужное число купюр. На некоторых станциях (но далеко не всех) стоят автоматы, где можно посмотреть баланс и траты. На метро скидок нет, зато на автобусы – просто царская (60 %). Особенно это заметно при поездках на Стену – когда вместо 12 юаней за 916-й или 919-й экспрессы с карты списывается всего 4,40. Ещё за 8 дней в Пекине карта однажды "зависла" на выходе из метро – парень в форме у турникета сносил её в кассу, где "разморозили".
Нанкин, Jinlingtong. Покупался на станции метро у вокзала, 75 юаней (25 – депозит). На метро скидка 5 %, на автобусы – 40 %.

Шанхай, Jiaotongka. Покупался на станции метро между терминалами аэропорта Пудун, 150 юаней (50 – депозит). Пополнялся на станции метро "Нанкин Дунлу" – также суёшь в кассу (на шанхайских ничего не написано) карту и купюры. Скидок на маглев и метро нет, на автобусы – всего 10 %. Как и в Пекине, в Шанхае за 5 дней использования (плюс пару дней в Сучжоу) карта однажды "зависла" на выходе из метро – так как у турникетов никого не было, пришлось самому прогуляться до касс, где всё поняли без слов. Автоматы по проверке баланса встречаются на станциях метро не чаще, чем в Пекине. Помимо Шанхая, использовал карту и в Сучжоу – очень удобно по этому городу на автобусах передвигаться. Также карту можно использовать в Ханчжоу и Уси.
Tags: Гонконг, Китай, Пекин, Шанхай, технология путешествий
Subscribe

  • Дальневосточный дневник - эпилог

    Вернулся из весны дальневосточной в родную весну - разница невелика, разве что в дальневосточных лесах берёз (нормальных белых, а не чёрных…

  • Дальневосточный дневник - 4

    Вчера съездил в Сикачи-Алян - нанайское село на берегу Амура с древними петроглифами, главное, что наелся свежепойманной рыбы. Сегодня снова…

  • Дальневосточный дневник - 3

    Вчера съездил в Биробиджан, самая провинциальная из посещенных мной столиц российских регионов. Надписи на идиш, меноры на решётках парков, повсюду…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment