Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Categories:

Патна – столица Бихара

Из Бодгаи перебираюсь на север, в столицу штата Бихар.

История города началась в середине V века до нашей эры, когда второй царь Магадхи Аджаташатра основал крепость Паталиграма на северной границе своего царства. Его внук Удай перенёс туда столицу Магадхи. Город был столицей сменявших друг друга царств Надов, Маурьев, Шунгов, Гуптов, называясь то Кусумтурой, то Пушнапурой, но чаще Паталипурой. Посещавшие его античные и китайские путешественники описывали его как один из величайших городов древнего мира. Но к концу правления Гуптов (VI век нашей эры) город пришёл в упадок и был покинут на тысячелетие. Возродился он в середине XVI века, когда свергнувший Великого Могола Хумаюна афганец Шер Шах Сури строил дорогу из Пешавара в Бенгалию. И основал на древних руинах новый город. Рост и процветание города связано с принцем Азим-ус-Шахом, внук Великого Могола Аурангзеба, назначенного в эти края в 1703 году губернаторствовать. Город при нём звался Азимабадом, но позднее укрепилось название Патна. В 1764-м им овладели британцы, он стал для них базой для продвижения в глубь Индии. С 1911-го – столица Бихара. Население – около 1,4 миллиона человек.

В рассказе о путеводителях говорил об ошибках по Патне, поэтому напишу подробнее. Автобус из Гайи приезжает на новую автостанцию Митхапур (правильно указана в "ЛП") – обширная огороженная площадка в чистом поле южнее города, у въезда на которую лежала пара скелетов сгоревших басов. Автобус встречают несколько авторикш, собирая пассажиров до основных мест в городе. Нужен главный железнодорожный вокзал – Патна Джанкшн. 10 рупий.

Патанский вокзал не самый большой в Индии, но точно – самый хаотичный из всех виденных мной.
Перед ним – вечно забитый транспортом циркл, на котором стоит паровоз.
Тут же – индуистский храм Махавир Мандир (построен в середине XX века).

Местность вокруг – одна сплошная барахолка.

Идём на север по Фрэзер Роад (официальное название – Музарул Хак, но обычно зовут по-старому). Отелей тут множество, но подавляющее большинство – "нот ассепт форейгнер". А которые "ассепт" и упомянуты в "ЛП" ("Футпринт" про эту подлянку вообще не упомянул) – их просто нет.
Минут через пять по правую руку будет вывеска бара "Суджата", у входа стоит пара полицейских. Улыбаемся им, входим и поднимаемся по лестнице налево на второй этаж, к ресепшену отеля "Майюр" (упомянут в "Футпринте"). За 400 рупий дают неплохой сингл с телевизором, вентилятором и полноценным санузлом западного типа. Место хорошее, но иностранцев они селят только на 24 часа, так что на другой день пришлось переселяться.
Продолжаем движение по Фрэзер Роад до перекрёстка с Дэк Бунгало Роад, сворачиваем направо и по Дэк Бунгало доходим почти до Эксгибишен Роад (официально - Брай Кишор).

По правую руку будет многоэтажка, внизу которой разные магазинчики автозапчастей. Заходим, проходим до конца и налево по лестнице на 2-й этаж, к ресепшену отеля "Вэлком Палас". Обширный сингл с эркером на 5-м этаже предложили за 700 рупий – сторговал за 600. Очень неплохое место, где и провёл оставшиеся два дня.

Современная Патна протянулась широкой полосой на 15 километров вдоль южного берега Ганги, но это не Варанаси, город от реки отделён полосой с разными закрытыми объектами, так что Патна на Ганге фактически не стоит. Какие достопримечательности?
От древней Паталипутры в Патне осталось примерно столько же, как в сирийской Латакии – от античной Лаодикеи.

Зовётся это Кумрахар и находится на Олд-Байпас (официально – Чандрагупта Пат), старой патанской "объездной", идущей вдоль железнодорожных путей. Пускают кроме понедельника, с 9 утра до заката (он в Патне в начале мая случается где-то в семь вечера), 100 рупий.

Представляет собой симпатичный парк, где любят гулять горожане. В парке имеется пара выемок из-под древних прудов, за решёткой – 6-метровый кусок колонны из песчаника от зала собраний эпохи Маурьев (IV век до нашей эры) -

И кирпичные фундаменты обширного буддийского монастыря Ананд Вихара (II-I века до нашей эры) -

Всё это щедро разбавлено разным новоделом "под Маурьев" и небольшим археологическим музейчиком.

Центром Патны является Махатма Ганди Майдан - обширный пустырь (хотя, разумеется, не настолько обширный как колкатский Майдан) с редкими деревцами и статуей Махатмы. Минут 15-ть ходьбы по Фрэзер Роад на север.

Сильно вытоптан по причине регулярно проводящихся тут многотысячных митингов – именно здесь собирал самые многочисленные митинги вождь движения против чрезвычайного положения Джайпракаш Нарайян (его жизнь тесно связана с Патной, его личности уделено немало места и в местном музее Махатмы, ну и аэропорт Патны названии его именем). В свободное от митингов время мальчишки играют в крикет.
Сами патанцы на вопрос о достопримечательностях отвечают уверенно и однозначно – "Голгар". От северо-западного угла Майдана, где торгуют мебелью, немного пройти по улице на запад.

Там и будет искомый Голгар – громадное зернохранилище, построенное в 1786 году капитаном Джоном Гэрстином из бенгальской инженерной службы.

И правда, самый оригинальный памятник эпохи Британского Раджа. Диаметр основания – 125 метров, высота – 29. На вершину ведёт спиральная лестница с крутыми ступеньками.

С верху открывается "экселлент" (как в путеводителях пишут) вид на город и Гангу.

Если бы не смог, и не обильно обмелевшая в разгар лета Ганга.

По дороге к Голгару, на том самом северо-западном углу Майдана будет обязательный для любого приличного индийского города музей Ганди (набор экспонатов схож с провинциальными музеями В.И.Ленина в СССР). Патанский музей запомнился вот такой запоминающейся скульптурой обнимающихся мужиков у входа –

Изображает то ли всемирную печаль по батюшке Ганди, то ли всемирное единение вокруг его идей.
Дальше будет штаб-квартира полиции штата, у входа на территорию которой стоит пара древних пушечек.

От северо-восточного угла Майдана идёт на восток главная торговая улица города – Ашок Радж Пат.

Торговая – значит торгуют на ней везде и всем.

Ещё на этой улице есть небольшая католическая церковь –

И знаменитая библиотека восточной литературы Худа Бакш, построенная в 1900 году -

Снимок пришлось делать с противоположной стороны улицы, ибо охранники не разрешают снимать не только внутри помещений, но даже во дворе.
А эти развалины – здание сената британской поры -

И другие памятники. Узнаёте –

Да. Субхаш Чандра Бос.
Так что, в Патне и смотреть нечего? Ничего подобного, ибо в Патне есть Настоящая Индия™. Пыль, грязь, беспорядочное уличное движение. От смога после пары часов пребывания на улице начинает першить в горле, закашливаешься. Местные прикрывают лица платками. Зато солнце не так сильно печёт.
А сколько интересных сценок можно увидеть – о некоторых уже писал в рассказах об индуизме и современной Индии. А есть и другие. Например, по улицам города бегают школьные велорикши неярко-жёлтого цвета – перевозят младшеклассников в таким вот будочках на колёсах.

Чаще, чем где либо, на улицах Патны попадались мужики, жующие бетель, даже полицейские. Ещё индусы – владельцы лавочек электроники – доят коров в ожидании посетителей поутру.

Закончу рассказ ещё одной порцией практической информации. Район, где находится железнодорожный вокзал, является центральным для Патны и зовётся Банкипур. Торгуют тут везде, в т.ч. и арбузами по 10 рупий/кило (вес зачастую прикидывается на глаз, если настоять на взвешивание – побегают по соседним лавкам в поисках безмена), манговыми коктейлями по 10-15 рупий, кокосами по 20 рупий.

Народные едальни концентрируются южнее железнодорожного вокзала и на северо-восточном углу Майдана, бихарскую кухню характеризует очень широкое использование баклажанов – жареная картошечка с баклажанами и цыплёнком тандури за 50 рупий вполне достойный перекус.
Если захотели чего-то более цивильного – на полпути от вокзала до Майдана есть большой торговый центр с вывеской Vall Mart, где пол-этажа занимает фуд-корт вполне московского типа. Рядом находится и "решёточка" для любителей алкоголя.
В банкоматах на улицах недостатка нет. Интернетни есть на углу Дэк Бунгало и Эксгибишен, 20-25 рупий/час – от народной забегаловки "Кибер Ворлд" до помпезного "Рандеву" (со швейцаром на входе) в бизнес-центре отеля "Виндзор". А вот сбросить фотки с флэшки на DVD не удалось – в фотолабах писали только CD.
На углу Фрэзер и Дэк Бунгало есть замечательная книжная лавчонка с горами книг, в том числе и на английском, покрытыми легким слоем пыли. Можно найти много интересного – до сих пор жалею, что не купил громадную "Политической истории Индии 2-й половины XX века" с массой редких фотографий за какие-то жалкие 700 рупий (отпугнули размеры – подумал, как такой кирпич через пол-Индии переть).
По городу бегают жёлто-зелёные небольшие автобусы, но в количествах, с колкатскими не сравнимых. Обилие авто- и велорикш. На всё том же циркле на северо-восточном углу Майдана находится небольшая автостанции для поездок на север.
В завершении – во всех путеводителях предупреждают не ходить по улицам Патны после наступления темноты. Посмотрев на местную полицию, зачастую дефилирующую в бронежилетах с "Калашниковыми" (особенно круто смотрится в сочетании с ковбойской шляпой), решил последовать данному совету.
Tags: Индия
Subscribe

  • Немного о супермаркетах – выживание региональных сетей

    В последнее десятилетие рынок продуктового ритейла в России заметно консолидировался, ИксФайф Ритейл и Магнит стремительно расширяют свои "империи".…

  • Стили советской жилой архитектуры

    В ходе поездки на Дальний Восток написался небольшой текст об архитектурных стилях многоквартирных домов в СССР. Итак, самый ранний стиль – это…

  • Казанские заметки - 1

    На пару дней выехал в Казань, как раз зима заканчивается наконец-то. Прогулялся по вечернему Кремлю. Водители в Казани воспитанные - не то что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment