Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Categories:

Бодгая – там, где родился буддизм

Про место, где закончился индийский буддизм, уже писал. Теперь туда, где всё это началось.

Дорога туда лежит через город Гая на юге штата Бихар. Ночной поезд из Колкаты прибыл в Гаю в 6-ть утра. Помимо меня, с него сошли ещё двое неместных – девушки европейской и восточноазиатской наружности, прикид которых ярко кричал об их общей бодханутости.
С привокзальной площади Гаи ходят викрамы в Бодгаю (20 рупий). Отправляются по заполнению, утром на это потребовалось четверть часа. "Заполнение по-индийски" выглядело так – трое мужиков на переднем сиденье с водителем, трое женщин с парой детишек на заднем сиденье со мной, ещё пара мужиков с горой пожиток – сзади, в "багажнике".
В Гае началось моё знакомство с Бихаром и был впечатлён – даже по индийским меркам, нищий обшарпанный городишко. Ехали рано утром и улицы были заполнены идущими в школы детишками в своих разноцветных симпатичных формах – насчитал 4-5 разновидностей. У девочек юбки могли быть коричневыми или зелёными, мог быть галстучек на блузке, был и вариант с лёгким жакетом. Форма мальчиков различалась цветом рубашек и наличием/отсутствием галстучка. И всё это, можно сказать японское разноцветье – на фоне убогого индийского городка. Контраст впечатлял.

Бодгая находится в 13 километрах к югу от Гаи и является самым священным местом буддизма. 2600 лет назад покинувший дом в поисках истины Сиддхарта Гаутама пришёл сюда. Странствовал он давно, отшельничал много, но истины не нашёл. И присев под дерево бодхи (фараоновый фикус), решил не вставать с места, пока не прозреет истину. На утро 49-го дня оную истину он прозрел – и стал Буддой.
Во времена Будды деревня звалась Урувела, позднее – Самбодхи, Ваджрасана и Махабодхи. Нынешнее название используется с 18-го века.

Про то, где случилось главное событие – храм Махабодхи – расскажу отдельно. Сегодня – про всё остальное.
С тех пор, как в 1877-м бирманские буддисты открыли это место снова для буддистского мира, Бодгая стала местом паломничества для буддистов со всего света. И всякое уважающее себя направление буддизма считает своим долгом построить тут что-то. Так что, на этот раз будет рассказ о "выставке достижений мирового буддизма".
Все монастыри и храмы в светлое время суток обычно открыты для посещения, у ворот толпятся торговцы, нищие и велорикшевозы. Но в ранний утренний час их почти не было.

Начинаю прогулку на Будда Марг, у ворот Королевского бутанского монастыря. Храм небольшой, но очень симпатичный.

В сам храм зайти можно, обувь у входа снимать. Внутри довольно темно, цветастые росписи. Территория аккуратно прибрана, по газону даже белка пробежала не спеша.
Соседствует с бутанцами Индосан Ниппонджи. Комплекс, построенный в 1972-1973 гг., принадлежит базирующейся в Японии международной организации "Кокусай Буке Корё Кёкой".

Соответственно – храм в узнаваемом японском стиле.

А в прилегающей к храму школе бодгайские детишки радостно кричали "Банзай!".
От Индосана сворачиваю направо, прохожу по короткой улочке до перекрёстка –

И поворачиваю налево – к 25-метровой гигантской статуе Будды.

Построили её японцы, а открыл в 1989-м далай-лама. Чтобы отвязаться от приставучих мальчишек-торговцев, купил за 30 рупий её маленькую копию.
Иду назад по Темпл Стрит. На том самом перекрёстке захожу в ещё один японский храм, небольшой, принадлежащий школе Нитирен Дайдзокё (построен в 1983 г.).

Внутри всё скромно и обычно – статуя Будды и немного росписей.

Севернее, за забором – обширная территория тибетского монастыря Карма Кагью, принадлежащего школе Кармапа (черношапочники), основан в 1938 г., нынешний главный храм построен в 1989 г.

Его громадное здание (самое большое в Бодгае) было в бамбуковых лесах, но внутрь пускали.

За ним были ещё ряд зданий, раскрашенных снаружи –

Возвращаюсь на главную улицу Бодгаи, оригинально именующуюся "Бодгая Роад".
Налево, потом направо и шагаю в чистое поле с километр, мимо одной из многочисленных местных школ медитации.

До раздвоения дороги. Налево будет новенький монастырь черношапочников Тергар.

Налево – 3-этажное здание вьетнамского монастыря Вьен Джак, построенного в 2002 г.

Ворота, правда, закрыты оказались и из здания доносились звуки коллективной молитвы.

Возвращаюсь на Бодгая Роад. В целом, обычная индийская деревня/городок (население – 30 тысяч), но много неиндийских лиц, особенно разнообразных монахов на велосипедах.

Тайский храм Вот Тай, построенный в 1957-м, считается самым красивым в Бодгае (мне лично бутанский монастырь всё же больше приглянулся). Он является копией Мраморного храма в Бангкоке.

Ещё во дворе там что-то (может, олеандры) красиво цвело –

У его ворот присел во фрешнице, подкрепился гранатовым коктейлем за дикую цену в 50 рупий.
Дальше будет бангладешский храм со своей статуей Будды.

На его углу свернул направо и прошёл через бодгайские трущобы, из которых доносились звуки телевизоров –

К непальскому монастырю Таманг, который, судя по вывеске, остался после свержения монархии без спонсора.

Чуть дальше там будет подарок от тайваньцев –

Вернулся на главную улицу и вскоре увидел по левую руку китайский храм,

построенный в 1945-м монахом Ситинченом и перестроенный в 1997-м.

За ним – обширная территория монастыря Шечен Теньи, принадлежащего тибетской (но ныне базирующейся в Дарджилинге) школе Ньингмапа (красношапочники) и открытого далай-ламой в 1997 году.

Запомнился он большой колоколовидной штукой –

Иду дальше на север, мимо комплекса Общества Махабодхи.

Дальше будет старейшее из современных буддистских сооружений Бодгаи – монастырь Намгьял, построенный в 1934-м ламой Нанпо Нгаванг Самтеном и принадлежащий тибетской школе Гелукпа (желтошапочники).

На неспешный осмотр Бодгаи (с храмом Махабодхи) хватит за глаза четырёх часов, поэтому ночевать не стал, а решил сразу отправится в Патну – с рикшевозами, кучкующимися у бирманской вихары, договорился на 80 рупий за подвоз к автобусу в Патне. В Гае попетляли по узким пыльным улочкам и приехали в переулок, где стояли небольшие басы, на крыши которых были навьючены кучи тюков в 2-3 высоты автобуса. До Патны – 50 рупий и три с половиной часа езды.
P.S. Надо бы добавить про безопасность. В первый же вечер в Индии, в местных новостях по ТВ в Бхопале увидел сообщение о нападении на японского туриста в Бодгае - так что, тут и такое бывает.
Tags: Индия
Subscribe

  • Имабари и Йё-Сайджо – замок и музей отца Синкансена

    После посещения Котохиры можно проехать из Маругаме на запад, в том направлении есть на что посмотреть. Идущая вдоль северного побережья линия…

  • Маругаме – замок в тени моста

    Из Кочи на южном побережье Сикоку путь лежал на северное побережье острова. Портовый город Маругаме известен прежде всего тем, что в нём…

  • Кочи – замок города Рёмы

    Осеннее путешествие на Сикоку начал со столицы южной префектуры острова Кочи (по Поливанову – Коти). Перелёт "Джетстаром" из токийской Нариты…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments