Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Categories:

История Туниса – эпоха Бургибы или построить Францию в Магрибе

Каддафи в Ливии ещё держится, так что есть время рассказать об истории Туниса. В отличие от Египта, президентов у него было всего два.

До сих пор правящая в Тунисе партия родилась в ходе борьбы против французского протектората в 20-30-е годы XX века. Создал и возглавил её юрист Хабиб Бургиба, ставший в те годы символом молодого, европейски-образованного поколения, "людей другой закалки и другой формации, пылких, динамичных, полных решимости рассчитывать только на себя" (Н.А.Иванов). Партия родилась в 1934 году под названием "Новый Дестур" ("Дестур" - конституция). Руководящую роль в партии и всём движение за независимость играла сахельская элита – выходцы из северо-восточного региона Туниса.
В 1956-м Тунис обрёл независимость, в 1957-м стал республикой, 15 октября 1963 года страну покинул последний французский солдат. Президентом Туниса (с 1975 года – пожизненным президентом) и стал Бургиба.

В 60-е годы наибольшим влиянием в государстве и партии пользовались левые во главе с премьер-министром Ахмедом Бен Салахом, даже партия в 1964-м сменила название на Социалистическую дестуровскую партию (СДП – так её в отечественной востоковедческой традиции зовут, хотя немного поворчу – а почему слово "ад-дестурий" переводят по разному в названии СДП и её приемницы ДКО?).
Правда Бургиба всегда говорил, что его социализм к Марксу отношения не имеет и отрицал наличие в Тунисе классовой борьбы – "Мы выбрали термин "социализм" для того, чтобы выразить, что человек более не одинок, что цель его устремлений - нация". В те времена в Тунисе конфисковывали имущество иностранцев и коллаборционистов, развивали госсектор и даже кооперировали сельское хозяйство (до 25 %).

В сентябре 1969 года в результате внутреннего переворота группировка Бен Салеха лишилась власти. Новый премьер-министр Хеди Нуир провозгласил "развитие экономики любой ценой". Колхозы ликвидировали, либерализовали торговлю и финансы, стали активно поощрять частное предпринимательство – в общем, политика схожа с садатовским "инфитахом". Правда, без демократизации – Нуир был уверен, что до демократии Тунис ещё не дорос, что нужно сначала создать её экономическую базу – крепкий средний класс. Поэтому демократов во главе с А.Мстири и Х.Бен Аммаром в 1971-м из партии вычистили.

Внешняя политика Туниса была довольно взвешенной, режим старался поддерживать нормальные отношения со всеми, хотя оружия и покупал у США и Франции. В начале 60-х Бургиба выступил за примирение с Израилем, чем навлёк на себя гнев Насера и как следствие – некоторые проблемы внутри страны. В дальнейшем Тунис колебался уже вместе со всеми. Именно в Тунис была перенесена из Каира штаб-квартира Лиги арабских государств (ЛАГ) после Кэмп-Дэвида. Именно в Тунисе нашёл приют Арафат после ухода из Ливана в начале 80-х.

Главной же региональной проблемой Туниса всегда был восточный сосед – Ливия. С Каддафи Бургиба в начале дружил, в 1974-м даже подписали декларацию об объединении двух стран, так и оставшуюся на бумаге. Но постепенно отношения ухудшались. В январе 1980 года группа ливийских коммандос атаковала полицейских участок в тунисском Сфаксе, в мае 1984-го уже Ливия обвинила Тунис в организации армейского мятежа в Триполи. В обоих случаях США и Франция незамедлительно заявляли о полной поддержке Туниса и направляли к его берегам боевые корабли. На такой почве Тунис стал близким союзником Алжира и соответственно ("против кого дружим") – противником Марокко в западносахарском вопросе, вызвавшем в 80-е годы настоящую "холодную войну" в Магрибе.

Так что, в политике Бургибы явно преобладал прагматизм. И только в одном был он последователен – нигде в арабском мире так жёстко не проводился в жизнь принцип лаицизма (светскости). Бургиба закрыл исламский университет Аз-Зитуна (местный аналог каирского Аль-Азхара), упразднил шариатские суды, ввёл персональный статут (1964 год), официально запретивший многожёнство, установивший минимальный возраст для вступления в брак и принцип согласия женщины на вступление в брак.
Под руководством тунисской "первой леди" Василы Бен Аммар в стране не просто пропагандировался, а буквально насаждался западный образ жизни. В стране свободно продавались контрацептивны и проводилась политика планирования семьи. Это и позволило Тунису избежать "демографического перегрева", средняя численность семьи в Тунисе крайне невелика для арабского мира – 5,13 человека на семью.

На очередном съезде СДП в 1981-м Бургиба заявил, что народ "достиг высокой степени зрелости, и страна готова к восстановлению политической системы". Официально была провозглашена многопартийность, но вот политзаключённые остались в тюрьмах, а политэмигранты – в Париже, возникшие оппозиционные газеты регулярно закрывались за "лживые и клеветнические статьи" в адрес властей, а активистов преследовали.
В середине 80-х правительство пошло на сокращение социальных программ, тунисская улица ответила хлебными бунтами и демонстрациями протеста, в организации которых ведущую роль играли студенты – сторонники Движения исламской направленности (ДИН). Пика волнения достигли в марте 1987-го, власти ответили ужесточением репрессий, по всей стране арестовано более полутора тысяч человек, с оппозиционными СМИ фактически было покончено.

В такой обстановке и случилось то, что официально в Тунисе назвали "Переход", а неофициально – "жасминовой революцией". В ночь на 7 ноября 1987 года подразделения национальной гвардии по приказу чуть более месяца назад ставшего премьер-министром Бен Али захватили президентский дворец. Было объявлено об отставке "нашего вождя" Бургибы по состоянию здоровья. 84-летний экс-президент был переведён в один из загородных президентских дворцов, где и дожил свой век под присмотром сотрудников службы госбезопасности. Умер он в 2000 году. Продолжение следует
Tags: Тунис, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment