Сегодня рассажу о политике ещё двух индийских штатов. Один из них – Бихар – несомненно, самое "индийское" место во всей современной Индии
Именно эта земля в древности звалась Магадхой, здесь родились буддизм, джайанизм и йога, возникли первые всеиндийские империи Маурьев и Гуптов, и индуизм взял свой реванш. По сути, целое тысячелетие – от Будды до Харши Вардхани – история Бихара и была историей Индии. И это тысячелетие и заложило основу современной Индии, даже её государственной символики. На гербе штата Бихар изображены две свастики.
Ост-Индская компания подчинила эти земли в 1757-65 годах, входили они в Бенгальское президентство. В 1912 году была создана отдельная провинция Бихар и Орисса с центром в Патне, в 1935-м Орисса была отделена. В период раздела 1946-го в Бихаре происходили индуистско-мусульманские столкновения, погибло от 5 до 30 тысяч человек, миллионы мусульман бежали в Пакистан. С 1947 года Бихар существует как штат Индии, в 1948-м в его состав включены бывшие княжества Чхота-Нагпура, ныне ставшие Джаркандом.
Бихар занимает 3-е место по населению в Индии (почти 83 миллиона). Расположенный на Гангской равнине, штат традиционно сельскохозяйственный. За годы независимости и особенно два десятилетия реформ Бихар превратился в хронически-депрессивный регион, самый нищий в стране, с самым низким уровнем грамотности (47,5 %).
Официальные языки штата – хинди, урду и майтхили, хотя большинство населения говорит на бихари – местном говоре хинди, который до 1961 года считался отдельным языком. 83 % населения исповедуют индуизм, 16 % - ислам.
В Бихаре в наибольшей степени сохранилась традиционная структура индийского общества, с его кастами. Есть данные, что в Бихаре живёт до ½ индийских брахманов. Сельский Бихар – это помещики, свято верящие в то, что земля, которой они владеют, дана им богами, а крестьяне обязаны батрачить на них из поколения в поколение. А если бунтовать вздумает – частная дружина помещика быстро наведёт порядок, никакой полиции не надо. Она, конечно, есть – но на содержании у помещика, как и местная власть. Кущёвка, говорите? Две, три, много Кущёвок – в каждом дистрикте. Кстати, периодически, по поводу очередной Кущёвки индийские СМИ поднимают шум, тогда власти принимают меры и проводят показательный процесс. Регулярность – где-то раз в 3-4 года.
Так что, если болливудский продюсер решает снять истерн или мелодраму о "настоящей сельской Индии", то помещает её действие обычно именно в Бихар.
Традиционно крупные землевладельцы и правили Бихаром – под вывеской Индийского национального конгресса (с момента формирования первого автономного правительства в 1937-м). В 1975-1977 Бихар был одним из центров борьбы против режима чрезвычайного положения, на короткое время к власти пришла Джаната Дал. Но в 1980 году Конгресс вернулся к власти.
Наступило время "революции Мандалы" и Бихар взорвался. Сын чернорабочего из касты пастухов-ядавов Лалу Прасад Ядав создал свою партию Раштрия Джаната Дал для защиты интересов низших каст. Лалу, не гнушавшийся посидеть-попить чайку даже с низшими из низших – охотниками на крыс – быстро завоевал популярность у многочисленных бихарских "униженных и оскорбленных". А также промоушен со стороны многих болливудских режиссёров и кинозвёзд, один из которых даже как-то сказал, что если бы Лалу не стал политиком – из него бы получился хороший актёр.
В 1990 году, при всемерной поддержке Индийского национального конгресса, Лалу стал главным министром штата и первым делом пригнал в резиденцию стадо любимых буйволиц.
Шумная популистская трескотня и такие же эффектные шаги на публику покрывали пышно расцвётшие коррупцию (Бихар уверенно вышел на 1-е место по этому показателю в Индии) и непотизм. Экономика рухнула после отделения Джарканда, дававшего 70 % ВВП штата, и десятки тысяч трудовых мигрантов разъехались по всей Индии. Где они заняли нишу среднеазиатских гастарбайтеров в России, регулярно становясь жертвами погромов со стороны местных.
Из низших каст серьёзно улучшилось только положение ядавов – за десятилетие царствования Лалу они заняли множество должностей и фактически превратились в новую правящую касту Бихара.
Ситуация с насилием вышла из-под контроля. Наксалиты, действовавшие в Бихаре с конца 70-х годов, контролировали обширные территории штата. Им противостояли ультраправые вооружённые формирования брахманов и раджпутов – сены. Так что в Бихаре фактически идёт гражданская война малой интенсивности – по типу дагестанской.
А между идейными борцами справа и слева была ещё масса обычных бандитов-дакоитов, устраивавшие мафиозные разборки со стрельбой на улицах Патны, чьи главари избирались даже в индийский парламент.
По делу о разворовывание Лалу государственного фуражного фонда в 1997-м его всё же посадили. Главным министром штата стала его жена Рабри Деви, неграмотная домохозяйка и мать 9-ти детей. По этому поводу Раштрию Джаната Дал переименовали в Рабри Джаната Дал. К 2005-му Лалу и его жена окончательно достали всех, против него выступил даже его неизменный союзник Рам Вилас Пасван, лидер далитской партии Лок Джаншакти.
Со второй попытки выборов в ноябре 2005-го на них победила коалиция Национально-демократический альянс в составе Джаната Дал (объединённая) и Бхаратия Джаната Партии (БДП). Главным министром штата стал Нитиш Кумар, бывший в 90-е годы социалистом и союзником Лалу, а затем занимал посты министра сельского хозяйства, железных дорог в индийском правительстве Ваджпаи.
Кстати, ирония судьбы – Лалу не исчез с политической сцены, он оказался слишком ценным союзником для Конгресса и в правительстве Манмохана Сингха занял как раз пост министра железных дорог. Самое интересное, что хотя СМИ во всю потешались над его идеями вроде замены пластиковых стаканчиков бумажными, при Лалу Индийские железные дороги стали прибыльными, причём – ау, "чудо-менеджеры" из РЖД – плату за проезд повышать не пришлось.
Нитиш Кумар же, бывший не лучшим министром железных дорог, стал одним из лучших главных министров штатов – три года подряд "Индия Тудэй" официально признавало его лучшим. При заметной поддержки федерального центра была начата продуманная политика, направленная на улучшения положения в штате. Большие средства были направлены в инфраструктурные проекты, развёрнута масштабная компания по созданию начальных школ и сельских "центров здоровья", Патна стала лучшим столичным городом в Индии для ведения бизнеса. Особо отмечу такую программу, как привлечение девушек к обучению в школах выдачей бесплатных велосипедов. Темпы роста ВВП с долей процента при Лалу сменились двузначными цифрами при Кумаре.
Удалось обуздать уголовную преступность и разгул коррупции. Особых успехов в борьбе с повстанцами не было, но в отличие от Чаттисгарха, Ориссы или Джарканда, наксалитская герилья в Бихаре не разрастается.
Конечно, проблемы и серьёзные сохраняются, Бихар остаётся на последнем месте в Индии по ВВП на душу населения. Но и улучшения налицо, так что ничего удивительного нет, что на выборах в ноябре 2010 года коалиция Кумара не просто удержала власть. Она получила 4/5 мест в законодательной ассамблее штата – у неё просто не оказалось оппозиции. Это самый впечатляющий результат за всё время выборов не только в Бихаре, но и во всей Индии. Свою роль в этом сыграли не только успехи, но и репутация самого Нитиша Кумара, как "самого честного политика современной Индии". Журнал "Форбс" назвал его в 2010-м "индийским политиком года".
С конца 50-х существует сепаратистское движение за создание штата Митхилачал на северо-востоке Бихара, где компактно проживают майтхили – небольшой (по индийским меркам) народ со своим языком и достаточно богатой литературой.
Штат Джарканд (название переводится как "Страна лесов") был создан 15 ноября 2000 года путем отделения от Бихара 18 его южных дистриктов на лесистом плоскогорье Чхота-Нагпур. Движение племён за создание отдельного штата существовало с конца 20-х годов. В 1995 году оно добилось создания Автономного совета региона Джарканд (по типу горкхалендского), а затем, несмотря на яростное сопротивление Лалу, и отдельного штата.
Население – 26 миллионов, 40 % относятся к "списочным кастам и племенам". 68 % исповедуют индуизм, 14 % - ислам, 13 % - анимизм и 4 % - христианство. Официальным языком штата является хинди. Грамотность – 60 %.
Джарканд – это 40 % индийского угля, железная руда, медь, уран, бокситы, современная металлургия и машиностроение. В общем, сильно напоминает Чаттисгарх. Как и в Чаттисграхе, к этому прилагается массовая экспроприация земель под "стройки пятилетки". И их следствие – наксалиты и местный аналог Салва Джудум, плюс сепаратисты из "Тигров освобождения Джарканда". Так что Джарканд на пару с Чаттисгархом и представляет в настоящее время самый горячий участок "Красного коридора".
Правительство даже затеяло программу бесплатной раздачи мобильников местным жителям в целях борьбы с повстанцами. Да уж, правительство Джарканда – это его главная беда. Джарканд в первое десятилетие своего существования прославился как чемпион среди индийских штатов в части грязной политической игры. Основная борьба идёт между БДП во главе с Арджуном Мундой и создателями штата из местной партии Джарканд Мукти Морча (ДММ) во главе с Шибу Сореном. Эти двое и сменяют друг друга в должности главного министра штата. Причём смена эта обычно происходит не в результате выборов, а путём переманивания депутатов выездами на роскошные курорты или задабривания губернатора роскошными автомобилями.
Вот такая она, настоящая индийская политика. А о маоистской герилье как-нибудь поподробнее расскажу.
Именно эта земля в древности звалась Магадхой, здесь родились буддизм, джайанизм и йога, возникли первые всеиндийские империи Маурьев и Гуптов, и индуизм взял свой реванш. По сути, целое тысячелетие – от Будды до Харши Вардхани – история Бихара и была историей Индии. И это тысячелетие и заложило основу современной Индии, даже её государственной символики. На гербе штата Бихар изображены две свастики.
Ост-Индская компания подчинила эти земли в 1757-65 годах, входили они в Бенгальское президентство. В 1912 году была создана отдельная провинция Бихар и Орисса с центром в Патне, в 1935-м Орисса была отделена. В период раздела 1946-го в Бихаре происходили индуистско-мусульманские столкновения, погибло от 5 до 30 тысяч человек, миллионы мусульман бежали в Пакистан. С 1947 года Бихар существует как штат Индии, в 1948-м в его состав включены бывшие княжества Чхота-Нагпура, ныне ставшие Джаркандом.
Бихар занимает 3-е место по населению в Индии (почти 83 миллиона). Расположенный на Гангской равнине, штат традиционно сельскохозяйственный. За годы независимости и особенно два десятилетия реформ Бихар превратился в хронически-депрессивный регион, самый нищий в стране, с самым низким уровнем грамотности (47,5 %).
Официальные языки штата – хинди, урду и майтхили, хотя большинство населения говорит на бихари – местном говоре хинди, который до 1961 года считался отдельным языком. 83 % населения исповедуют индуизм, 16 % - ислам.
В Бихаре в наибольшей степени сохранилась традиционная структура индийского общества, с его кастами. Есть данные, что в Бихаре живёт до ½ индийских брахманов. Сельский Бихар – это помещики, свято верящие в то, что земля, которой они владеют, дана им богами, а крестьяне обязаны батрачить на них из поколения в поколение. А если бунтовать вздумает – частная дружина помещика быстро наведёт порядок, никакой полиции не надо. Она, конечно, есть – но на содержании у помещика, как и местная власть. Кущёвка, говорите? Две, три, много Кущёвок – в каждом дистрикте. Кстати, периодически, по поводу очередной Кущёвки индийские СМИ поднимают шум, тогда власти принимают меры и проводят показательный процесс. Регулярность – где-то раз в 3-4 года.
Так что, если болливудский продюсер решает снять истерн или мелодраму о "настоящей сельской Индии", то помещает её действие обычно именно в Бихар.
Традиционно крупные землевладельцы и правили Бихаром – под вывеской Индийского национального конгресса (с момента формирования первого автономного правительства в 1937-м). В 1975-1977 Бихар был одним из центров борьбы против режима чрезвычайного положения, на короткое время к власти пришла Джаната Дал. Но в 1980 году Конгресс вернулся к власти.
Наступило время "революции Мандалы" и Бихар взорвался. Сын чернорабочего из касты пастухов-ядавов Лалу Прасад Ядав создал свою партию Раштрия Джаната Дал для защиты интересов низших каст. Лалу, не гнушавшийся посидеть-попить чайку даже с низшими из низших – охотниками на крыс – быстро завоевал популярность у многочисленных бихарских "униженных и оскорбленных". А также промоушен со стороны многих болливудских режиссёров и кинозвёзд, один из которых даже как-то сказал, что если бы Лалу не стал политиком – из него бы получился хороший актёр.
В 1990 году, при всемерной поддержке Индийского национального конгресса, Лалу стал главным министром штата и первым делом пригнал в резиденцию стадо любимых буйволиц.
Шумная популистская трескотня и такие же эффектные шаги на публику покрывали пышно расцвётшие коррупцию (Бихар уверенно вышел на 1-е место по этому показателю в Индии) и непотизм. Экономика рухнула после отделения Джарканда, дававшего 70 % ВВП штата, и десятки тысяч трудовых мигрантов разъехались по всей Индии. Где они заняли нишу среднеазиатских гастарбайтеров в России, регулярно становясь жертвами погромов со стороны местных.
Из низших каст серьёзно улучшилось только положение ядавов – за десятилетие царствования Лалу они заняли множество должностей и фактически превратились в новую правящую касту Бихара.
Ситуация с насилием вышла из-под контроля. Наксалиты, действовавшие в Бихаре с конца 70-х годов, контролировали обширные территории штата. Им противостояли ультраправые вооружённые формирования брахманов и раджпутов – сены. Так что в Бихаре фактически идёт гражданская война малой интенсивности – по типу дагестанской.
А между идейными борцами справа и слева была ещё масса обычных бандитов-дакоитов, устраивавшие мафиозные разборки со стрельбой на улицах Патны, чьи главари избирались даже в индийский парламент.
По делу о разворовывание Лалу государственного фуражного фонда в 1997-м его всё же посадили. Главным министром штата стала его жена Рабри Деви, неграмотная домохозяйка и мать 9-ти детей. По этому поводу Раштрию Джаната Дал переименовали в Рабри Джаната Дал. К 2005-му Лалу и его жена окончательно достали всех, против него выступил даже его неизменный союзник Рам Вилас Пасван, лидер далитской партии Лок Джаншакти.
Со второй попытки выборов в ноябре 2005-го на них победила коалиция Национально-демократический альянс в составе Джаната Дал (объединённая) и Бхаратия Джаната Партии (БДП). Главным министром штата стал Нитиш Кумар, бывший в 90-е годы социалистом и союзником Лалу, а затем занимал посты министра сельского хозяйства, железных дорог в индийском правительстве Ваджпаи.
Кстати, ирония судьбы – Лалу не исчез с политической сцены, он оказался слишком ценным союзником для Конгресса и в правительстве Манмохана Сингха занял как раз пост министра железных дорог. Самое интересное, что хотя СМИ во всю потешались над его идеями вроде замены пластиковых стаканчиков бумажными, при Лалу Индийские железные дороги стали прибыльными, причём – ау, "чудо-менеджеры" из РЖД – плату за проезд повышать не пришлось.
Нитиш Кумар же, бывший не лучшим министром железных дорог, стал одним из лучших главных министров штатов – три года подряд "Индия Тудэй" официально признавало его лучшим. При заметной поддержки федерального центра была начата продуманная политика, направленная на улучшения положения в штате. Большие средства были направлены в инфраструктурные проекты, развёрнута масштабная компания по созданию начальных школ и сельских "центров здоровья", Патна стала лучшим столичным городом в Индии для ведения бизнеса. Особо отмечу такую программу, как привлечение девушек к обучению в школах выдачей бесплатных велосипедов. Темпы роста ВВП с долей процента при Лалу сменились двузначными цифрами при Кумаре.
Удалось обуздать уголовную преступность и разгул коррупции. Особых успехов в борьбе с повстанцами не было, но в отличие от Чаттисгарха, Ориссы или Джарканда, наксалитская герилья в Бихаре не разрастается.
Конечно, проблемы и серьёзные сохраняются, Бихар остаётся на последнем месте в Индии по ВВП на душу населения. Но и улучшения налицо, так что ничего удивительного нет, что на выборах в ноябре 2010 года коалиция Кумара не просто удержала власть. Она получила 4/5 мест в законодательной ассамблее штата – у неё просто не оказалось оппозиции. Это самый впечатляющий результат за всё время выборов не только в Бихаре, но и во всей Индии. Свою роль в этом сыграли не только успехи, но и репутация самого Нитиша Кумара, как "самого честного политика современной Индии". Журнал "Форбс" назвал его в 2010-м "индийским политиком года".
С конца 50-х существует сепаратистское движение за создание штата Митхилачал на северо-востоке Бихара, где компактно проживают майтхили – небольшой (по индийским меркам) народ со своим языком и достаточно богатой литературой.
Штат Джарканд (название переводится как "Страна лесов") был создан 15 ноября 2000 года путем отделения от Бихара 18 его южных дистриктов на лесистом плоскогорье Чхота-Нагпур. Движение племён за создание отдельного штата существовало с конца 20-х годов. В 1995 году оно добилось создания Автономного совета региона Джарканд (по типу горкхалендского), а затем, несмотря на яростное сопротивление Лалу, и отдельного штата.
Население – 26 миллионов, 40 % относятся к "списочным кастам и племенам". 68 % исповедуют индуизм, 14 % - ислам, 13 % - анимизм и 4 % - христианство. Официальным языком штата является хинди. Грамотность – 60 %.
Джарканд – это 40 % индийского угля, железная руда, медь, уран, бокситы, современная металлургия и машиностроение. В общем, сильно напоминает Чаттисгарх. Как и в Чаттисграхе, к этому прилагается массовая экспроприация земель под "стройки пятилетки". И их следствие – наксалиты и местный аналог Салва Джудум, плюс сепаратисты из "Тигров освобождения Джарканда". Так что Джарканд на пару с Чаттисгархом и представляет в настоящее время самый горячий участок "Красного коридора".
Правительство даже затеяло программу бесплатной раздачи мобильников местным жителям в целях борьбы с повстанцами. Да уж, правительство Джарканда – это его главная беда. Джарканд в первое десятилетие своего существования прославился как чемпион среди индийских штатов в части грязной политической игры. Основная борьба идёт между БДП во главе с Арджуном Мундой и создателями штата из местной партии Джарканд Мукти Морча (ДММ) во главе с Шибу Сореном. Эти двое и сменяют друг друга в должности главного министра штата. Причём смена эта обычно происходит не в результате выборов, а путём переманивания депутатов выездами на роскошные курорты или задабривания губернатора роскошными автомобилями.
Вот такая она, настоящая индийская политика. А о маоистской герилье как-нибудь поподробнее расскажу.