Записки историка путешествующего

Тот, кто хорошо осведомлен о прошлом, никогда не станет отчаиваться по поводу настоящего

Previous Entry Поделиться Next Entry
Апамея – мегаполис античности
Я в Петре
antinormanist
Завершаю свои рассказы о Сирии Апамеей.

Апамея (местные называют Афамия) находится в 60 километрах северо-западнее Хамы. Добираться оттуда пришлось с пересадками. Сначала – микробас из Хамы до городка Сукельбия – 40 минут и 35 фунтов.
По дороге проехали Шейзар, на холме над которым расположен арабский замок, построенный Нураддином в XII веке.

На автостанции Сукельбии околачиваются местные мотоциклисты, наперебой предлагающие подвезти до Апамеи. Но молодой врач, с которым я разговорился в микробасе, решительно провёл меня мимо них к микрику до Калаат аль-Мудика, 10 фунтов.

Поселение на холме над Оронтом существовало ещё в 5-м тысячелетии до нашей эры. Затем тут были города Каркар и Фарнака. В 333 году до нашей эры Фарнаку захватил Александр Македонский и переименовал в Пеллу. Но настоящее рождение великого города связано с одним из его наследников, Селевком I Никатором. Он построил на этом месте один из главных городов своего царства, назвав его в честь своей бактрийской жены Апамеи. Помимо прочего, город стал центром подготовки боевых слонов Селевка.
В 64 году до нашей эры Помпей включил Апамею в состав Римской державы. В 115 году город был разрушен землетрясением, но после этого стремительно восстанавливается и разрастается. Население его в позднеримскую эпоху достигает полумиллиона – настоящий мегаполис античности. Апамея известна своими философами – Посидонием, Порфирием, Ямвлихом. В 612 году, в ходе последней и самой ожесточённой византийско-персидской войны, город был захвачен шахом Хосровом II Парвизом. Византийцы отбили его, но в 638 году город захватили арабы. В 1106 году Апамеей овладели крестоносцы Танкреда, в 1149-м их выбил Нуреддин. А через 8 лет город был разрушен землетрясением и уже больше не возродился.

Через 10 минут езды микрик высаживает на единственной улочке современной арабской деревушки, под указателем "Олд Сити Афамия". Шагаем по указателю по дороге круто вверх.

Слева на холме возвышается арабский замок Калаат аль-Мудик. На этом холме был акрополь античного города, разрушенный Помпеем, а в XII веке из античных камней Нуреддин построил форт.

Справа вскоре появляется первая постройка Апамеи – остатки римского театра конца II века. Когда-то он был крупнейшим в Сирии и возможно, крупнейшим во всей Империи.

Но ныне особого впечатления не производит – его никогда не раскапывали, а большую часть камней растащили ещё в османское время на строительство лежащего внизу посёлка.
У театра впервые сталкиваюсь с местными бизнесменами – они тут ездят на мотоциклах и предлагают "старинные" монеты.
Подъём заканчивается на обширном плато. На всём этом пространстве некогда располагался античный город, но большая часть его территории никогда не раскапывалась археологами.

Кстати, выясняется, что дорога, по которой я шёл – ничто иное, как декуман античного города, ныне заасфальтированный, по которому ездят грузовики и комбайны местных колхозников.

На перекрёстке декумана и кардо располагается находящаяся в зародыше туристическая инфраструктура Апамеи – тикит-офис, стоянка турбасов, кафешка и сувенирная лавка. Забора нет, часов работы тоже, но билеты есть – стоят 150 фунтов.
По Апамеи за пределами декумана и кардо прогуливаться затруднительно – всё заросло высокой травой, которая кололась даже через штаны. Так что погуляем по дорогам.

Сначала пройдём по кардо на юг – совсем немного, до несохранившихся Эмесских ворот древнего города. Тут есть две церкви, сохранившиеся на уровне фундаментов.
Слева – Круглая церковь диаметром 25 метров, воздвигнутая при Юстиниане в VI веке.

Напротив неё и чуть южнее, через кардо – церковь Свв. Козьмы и Дамиана, более известная как Атриумная. Её построили в начале VI века на месте синагоги IV века. В синагоге, кстати, нашли интересную мозаику 391 года – ныне представлена в музее в Брюсселе, так как Апамею копают бельгийские археологи.

Теперь пойдём направо – по асфальту декумана. Справа у нас будут разбросанные на большом пространстве руины комплекса Западного собора.

Эта базилика была построена в V веке и расширена в VI веке, звалась в те времена собором Святого Креста и занимала площадь в 12 тысяч квадратных метров. В его руинах тоже нашли много мозаик, теперь украшающих музеи в Брюсселе и Дамаске.
На другой стороне декумана – более впечатляющие руины домика простого апамейца:)

Римская вилла с 26 колоннами, возможно, это была резиденция правителя города.
Дальше декуман, мимо совсем невразумительных остатков стены, спускается к илистому берегу Оронта. Выглядит великая река здесь гораздо симпатичнее, чем в Хаме.

Возвращаемся на перекрёсток – самое интересное лучше оставить на конец.

Это прогулка по 2-километровому кардо, когда то украшенному 1200 коринфских колонн – самая длинная колоннада античности, построенная во II веке. Теперь, в том или ином виде, сохранилось 400 колонн.

В начале кардо справа у нас будут руины нимфея II века с остатками фонтана.
Затем идёт первой секции колонн.

Слева два ряда колонн отмечают античную агору длинной 300 метров, тянущуюся параллельно кардо.


За ней находятся остатки храма Зевса, разрушенного по приказу местного епископа в IV веке.


Возвращаемся на кардо и топаем к самой впечатляющей части колоннады.

Посредине улицы возвышается вотивная колонна.

Тут же справа красивый портик, посвящённый Вакху и Пану.

Севернее его – древние термы. А что из римских бань у нас на Ближнем Востоке делали мусульмане? Правильно, мечети.

Ещё немного ходьбы,

кардо постепенно ведёт вверх, к Антиохийским воротам города.

Тут же рядом небольшой привратный рыночек античной эпохи, а за стеной – древний некрополь.

Отсюда, с остатков стены можно и взглянуть на колоннаду издали.

Вот такие руины. По моей личной оценке, лучшие античные руины Сирии и № 2 всего Ближнего Востока – Баальбек всё же поставлю на первое место.
Метки:

  • 1
(Удалённый комментарий)
Да уж. Одна улица, зато какая. Честно, ни в какое сравнение ни с какими другими античными руинами не идёт.

храм Зевса, или Юпитера приказал разрушить епископ Маркелл. О нем упоминает Феодорит Кирский -

"Священномученик Маркелл, епископ Апамейский, родился от знатных родителей на острове Кипре. Получив хорошее образование, он занимал высокие гражданские должности, удивляя всех чистотою жизни, кротостью, милосердием и красноречием. Около 375 г., оставив жену с детьми, святой предался пустынной монашеской жизни в Сирии. Жители Апамеи, приведя его в город как бы по какому-то полезному делу, избрали его епископом. Святитель отличался ревностью в борьбе с язычеством. Из сказания Феодорита Кирского известно про него, что, получив от святого благоверного царя Феодосия Великого (379-395) дозволение разрушить крепко сложенный храм Юпитера в Апамее, святитель недоумевал, как это сделать. Один работник обещал помочь ему. Он подрыл три огромные колонны, подпирая их до времени оливковыми деревьями, а затем начал поджигать их, но деревья не загорались. Когда об этом узнал святитель Маркелл, он в церкви, у святого жертвенника, сотворил чин малого освящения воды и велел с верою окропить этой водой деревья. После этого деревья быстро сгорели, колонны упали и увлекли за собой весь языческий храм. Когда близ Авлона в Апамейской области воины разрушали еще один языческий храм, святителя, наблюдавшего поодаль, схватили язычники и бросили в огонь († ок. 389). Убийцы были найдены, и сыновья хотели им отомстить, но Поместный Собор запретил им это, указав несправедливым мстить за ту кончину, за которую надо благодарить Бога".

Пожалуйста! Спасибо за дополнение!

Да впечатляет. Любопытно было бы по таким развалинам побродить. Самое ценное, что их никто никогда не реставрировал.

А что такое "декуман" и "кардо"?

Термины из древнеримской архитектуры. Декуман - прямая улица, ориентированная с востока на запад, кардо - с севера на юг.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account