Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Categories:

Колката – Хоура

Пора переходить к более систематическому изложению своих впечатлений об одном из четырёх мегалополисов Индии.

Современная Большая Колката представляет собой городскую агломерацию площадью полторы тысячи квадратных километров, в которую давно слились 72 города и 327 посёлков и деревень. Население – 14,7 миллионов, 77 % - индусы, 20 % - мусульмане, есть ещё общины христиан и джайнов. 1/3 населения – трудовые мигранты из других штатов Индии. 80 % населения грамотны.
Колката в узком смысле – историческое ядро этой агломерации на восточном берегу реки Хугли. Напротив неё, на другом берегу – город Хоура.
Именно в Хоуре расположен главный железнодорожный вокзал Колкаты, на который я приехал из Пури и с которого уехал в Бихар.

Грандиозное здание Хоурского вокзала было построено в 1906 году (архитектор – Х.Риккардо), и является последним сооружением той эпохи, когда Колката была столицей Британской Индии.
Сказать, что он большой – ничего не сказать. Он просто колоссальный, три десятка путей, два десятка выходов, масса надземных и подземных переходов. Толпы народа и множество полиции, из-за которой нищие не так досаждают, как на других индийских вокзалах. При этом многолюдии на вокзале довольно чисто (для Индии) – уборщиков тоже толпы.
Со стороны вокзал производит величественное впечатление. Хотя по-настоящему его можно разглядеть только с реки.
Севернее вокзала через Хугли перекинут один из символов Колкаты - Хоурский мост (официальное название – Рабиндра Сету).

Мост длинной 705 метров англичане построили в 1943 году (архитектор – Хуберт Ширли-Смит). Ныне он считается мировым рекордсменом по трафику – в часы пик его пересекает ежечасно 100 тысяч человек.
Кстати, официально мост фотографировать нельзя:)
От вокзала до места, где я жил – не более пары минут ходьбы. Выхожу с вокзала и иду на запад, перехожу дорогу у чей-то статуи к обшарпанном старинному многоэтажному зданию 1890 года постройки, сворачиваю за его угол и захожу во внутренний двор – у ворот там обычно тусуется пара охранников.
Именно тут находится "Хоура хотел". Чистые евроремонтные АС-румы на 2-м этаже стоят 750 рупий. Я взял "нон-АС рум" на 3-м этаже. Высоченный потолок, парочка вентиляторов, древний телевизор, тёмный басрум, 350 рупий. Дверь номера выходила на галерею, с которой открывался вот такой вот городской вид.

В общем, всё нормально, свет гас по 2-3 раза за вечер, но ненадолго.

Постояльцы – большей частью индийцы, пару раз сталкивался с японцами.
Всё нужное для жизни находится в этом же здании. Вдоль фасада – несколько кантин, зазывалы из которых завсегда старались выловить. Подходящее место для завтрака (рупий 30), обычная индийская ведж-еда, меню латиницей нарисовано на стене. Да, в одной из этих кантин готовили великолепную алу-пароту. Тут же, на ближнем к вокзалу углу – лавка спиртного, у решётки которой постоянно была толчея, бутылка (0,65) местно пива "Палоп" стоила 50 рупий.
На противоположном углу здания временами околачивался мужичок на велосипеде с кокосами, 15 рупий.
Дальше, по сторонам ворот во двор, расположены лавчонки с разными промтоварами, сладостями и прочим.

Если пройти дальше по улице, то обнаруживается действующая церковь Богородицы 1813 года постройки.

Где-то рядом точно есть и мечеть, ибо слышал азаны.
Дальше – оживлённая магистраль на Хоурский мост, на которой – более современного типа магазинчики, в том числе офисы сотовых операторов.
С другой стороны здания отеля, прямо напротив вокзала, расположена местная городская автостанцией, с которой постоянно отправляются народные басы в разные уголки Большой Колкаты.

Совмещена она с плодо-овощным базарчиком, так что грязи по колено. На выходе из подземного перехода с вокзала торгуют манговыми коктейлями по 10 рупий.
Вот и повод начать разговор о Колкатском транспорте. Чуть ли не половину трафика в центре Колкаты составляют жёлтые такси-"Амбассадоры" и городские автобусы. Кстати, отметил такую деталь – в центре Колкаты преобладают такси, авторикш с зелёными крышами очень мало, а велорикш вообще не видел. А вот в Хоуре наоборот – всё забито авто- и велорикшами, такси кучкуются только у железнодорожного вокзала. Кстати, на Хоурском вокзале есть и будки препэйд-такси.

Но я ни на такси ни на рикшах в Колкате не ездил. Ибо в этом городе имеется очень хорошая сеть городских автобусов (государственных, разумеется). Маршрутов много, ходят часто – зачастую просто толпами. Благо на улицах Колкаты зелёной полосой отмечена "бас лайн", за соблюдением которой следят многочисленные полицейские в белых рубашках.
В центре иногда попадались современные басы со световыми табло. Но в подавляющем большинстве – простые народные автобусы с жёсткими сиденьями. Номер и основные пункты маршрута нарисованы на самом автобусе латиницей, проезд стоит 6 рупий, плата кондуктору в салоне, посадка и высадка по требованию. Кондуктор обычно висит в задней двери и выкрикивает, куда едем. Он же даёт команды водителю хлопками ладони по обшивке: один хлопок – остановись, два – поехали.
С Хоурской автостанции автобусы 55А и 59 ходят на Эспланад, а 46 и 51 – до Белур Мата. С Эспланад до Белур Мата можно доехать на 54-м автобусе.
Белур Мат – штаб-квартира миссии Рамакришны, одной из самых знаменитых неоиндуистских организаций, созданной в результате деятельности Рамакришны и Вивекананды в конце XIX века. Сам Белур Мат основал Свами Вивекананда в 1899 году.
На автобусе от Хоуры ехать минут 40-к. Высаживают у арки, за которой дорога спускается к Хугли.

Сначала там стоят торговцы разными штуками, кокосы тоже есть (15 фунтов). Тут же есть здания нескольких учебных заведений организации. Ну и нищие разумеется.
Затем – вход на территорию самой миссии. Фоток будет мало – по всей территории висят знаки "Ноу фото" и бродят многочисленные охранники, внимательно следя за "белыми обезьянами" и решительными окриками пресекая любую попытку достать камеру.
Слева от входа находится музей организации, вход – 5 рупий, разуваться у входа. Индусы обычно оставляют обувь у порога, мне позволили разуться в ящичек у тикит-столика. Внутри – довольно любопытная композиция по истории движения.

Несмотря на повсюду висящие таблички "Донт тач", многие индусы украдкой протягивали руки через оградку, чтобы коснутся предметов, принадлежавших великим святым.
После музея – самая территория, вот её схема.

Всё чисто прибрано, толпы индусов. Главный храм, построенный в 1938 году, представляет собой смесь индуистских, христианских и мусульманских традиций. Ведь Рамакришна и Вивекананда проповедовали новую всеобщую религию. Дальше по берегу Хоуры – ряд более мелких храмов, между ними – гаты с вывеской "Не стирать", индусы там массово окунались.
У храма Вивекананды за забором растёт дерево, под которым тот любил медитировать. Индусы просто облепили забор, чтобы коснутся его ствола. В общем, такой вот современный религиозный центр.
От Белур Мата я спустился на небольшую пристань на реке Хугли.

О ней и поговорим в другой раз.
Tags: Индия
Subscribe

  • Дальневосточный дневник - эпилог

    Вернулся из весны дальневосточной в родную весну - разница невелика, разве что в дальневосточных лесах берёз (нормальных белых, а не чёрных…

  • Дальневосточный дневник - 4

    Вчера съездил в Сикачи-Алян - нанайское село на берегу Амура с древними петроглифами, главное, что наелся свежепойманной рыбы. Сегодня снова…

  • Дальневосточный дневник - 3

    Вчера съездил в Биробиджан, самая провинциальная из посещенных мной столиц российских регионов. Надписи на идиш, меноры на решётках парков, повсюду…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments