Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Санчи – там, где кончается индийский буддизм

В окрестностях Бхопала имеется один знаменитый, хотя и не часто посещаемый иностранцами исторический памятник из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.

С Бхопальской автостанции на Хамидия Роад в Санчи регулярно отправляются разноцветные "Татовские" народные басы. На них обычно так и написано латиницей: SANCHI. Ездят они вообще-то до Видиши, но через Санчи. В пути – час, стоят 25 рупий.
Санчи – единственный крупный буддийский памятник Индии, не связанный непосредственно с жизнью Будды. Зато он связан с деятельностью знаменитого ревностного буддиста Ашоки. В 3-м веке до нашей эры он женился на дочери торговца из Видиши и построил на холме неподалёку ступу и одну из своих колонн. Место это тогда звалось Каканайя. Во 2-м веке до нашей эры, при Шунгах, были построены ещё две ступы. Но в следующие века Каканайя была заброшена и заросла джунглями.
Возродилась она в 5-м веке уже нашей эры, во времена династии Гуптов. Санчи стал главным буддистским центром Северной Индии, ступы были отремонтированы, построены новые храмы. Следующий этап развития Санчи связан с царём Харшавардханом, в первой половине 7-го века сумевшем ненадолго объединить Северную Индию, при нём были построены монастыри. Буддийская жизнь в Санчи в 7-8 веках била ключом, бывали тут и китайские путешественники.
На рубеже тысячелетий буддизм в Индии начал угасать, поглощаясь индуизмом. Эта тенденция отразилась и в поздних постройках Санчи 11-12 веков. Археологические находки 13-го века носят уже совершенно индуистский характер. В 14-м веке место было окончательно заброшено.
Открыл Санчи для мира заново британский генерал Тейлор в 1818 году. В 1912-1919 под руководством главного археолога Британской Индии сэра Джона Маршалла руины были приведены в свой сегодняшний вид.
Автобус высаживает прямо на дороге Бхопал-Видиша.

Современный Санчи – обычная деревушка, карабкающаяся вверх по склонам холомов.

Но нам туда не надо, а под арку с ярким плакатом и вверх по хорошей асфальтированной дороге.

Вход стоит 250 рупий, но мне повезло – я оказался в Санчи в годовщину его причисления к Всемирному наследию ЮНЕСКО, отчего вход был бесплатный.
Откровенно говоря, увидев объявление, поверил не сразу. Даже когда добрался до закрытой билетной будки у забора музея. И лишь когда в музее не взяли положенные 5 рупий – наконец поверил.
Музей находится в симпатичном небольшом парке на дороге к месту. Сам он невелик – пара залов, обильно уставленных самыми заметными скульптурными находками в Санчи. Явно, много чего валяется в запасниках. Фотографировать, как во всех индийских музеях, нельзя.

Ещё в музейном парке растёт большой баньян. Растёт, похоже, не первый век.

Не исключено, что он – потомок Того Самого Дерева из Бодгаи, под которым Гаутама стал Буддой. Но вот буддизм в Санчи умер почти тысячу лет назад, так что точно никто не знает.
От парка с музеем ещё минут пять идти вверх по асфальту, пока справа у нас не появится древний бассейн.

За ним прямо вверх уходят плиты подъёма к самой вершине.

Ещё минут пять ходьбы – и вот она, автостоянка:)

Тут есть и лавки, где бутылка воды стоит 20 рупий – на дороге в самом Санчи обычные индийские 10. Торговцы сувенирами, разумеется, тоже присутствуют, но тут они особо не домогаются.
Справа от входа на территорию самого комплекса имеется здание визитёр-центра, запомнившееся мне ужасной пылякой. Там есть ячейки для хранения крупногабаритных предметов, да книжная лавка. Там прикупил пару книжек Археологической службы Индии о Санчи. Вышло 129 рупий, заплатил 127 рупий – у мужика не было сдачи с 500-рупийной бумажки, а я набрал мелочи только столько.
Слева от входа возвышается современный буддийский монастырь, ланкийский.

На входе – обычная для Индии рамка металлоискателя. Симпатичная девушка-мусульманка в форме турполиции Мадхья-Прадеша попросила открыть наплечную сумку. Чуть поодаль, в тенёчке сидела и парочка нормальных полицейский с карабинами.

Дорожка от входа ведёт прямо к северным вратам ступы № 1 или Большой ступы.

Это самая большая ступа в Индии, 37 метров в диаметре и 16-ть высотой. Построена Ашокой. Через 75 лет, при Шунгах, окружена забором, в котором сделаны 4-ро врат по сторонам света. Собственно, эти врата и есть самая главная ценность Санчи.
А точнее, их богатое скульптурно-резное убранство, изображающее различные сцены из жизни Будды и бодхистав, а так же сюжеты буддийской космогонии.
Напротив каждого входа уже Гуптами в 5-м веке были установлены статуи Будды, лишённые голов в средние века.

На ступу можно подняться.

Особых панорам там нет, зато сверху можно хорошо разглядеть верхние части ворот.

По дороге от входа к главной ступе, слева находится ступа № 3 – заметно меньше, высотой чуть более 8 метров. Ограды у неё нет, зато есть врата, также украшенные скульптурой и резьбой.

Ближе к большой ступе – храм № 31, построенный в 6-7 веках, и несколько мелких ступочек.

Перед храмом стоит неплохо сохранившаяся скульптура нага (такие человеко-змеи), датируемая 4-м веком нашей эры.
Дальше, у восточных ворот большой ступы – ряд мини-ступ и колонн, в т.ч. колонна Ашоки. Правда, знаменитой львиной капители на месте нет. Находится она в том самом музейчике, а попала туда от местного помещика-заминдара, не одно поколение предков которого использовали капитель в качестве пресса для отжима сахарного тростника.

От восточных ворот ведёт лестница на верхнюю платформу комплекса. Из здешних построек наиболее примечателен монастырь и храм № 45, построенный в 7-8 веках.

С южной стороны сикхары сохранилась и статуя Будды (голова, во всяком случае, уцелела).

Можно побродить по тёмным комнаткам монастыря, посмотреть с террасы на окрестности.

В скульптурах Ганги и Ямуны на храмовых вратах, возведённых в 10-11 веках, обычно видят свидетельство "паганизации" (есть такой научный термин) индийского буддизма.

И правда, скульптуры скорее напоминают Каджурахо, чем те же врата большой ступы Санчи.
Напротив 45-го монастыря – обширные фундаменты монастырей № 46 и 47, на которых разложены многочисленные фрагменты и обломки колонн.

Южнее большой ступы возвышаются храмы № 18 и 17, построенные Гуптами.

Чего-то в них ощущается скорее что-то античное.
За ними есть разные невразумительные развалины, но пора идти дальше.
От западных ворот ступы идёт лестница вниз. На нижней платформе тут находится фундамент и немного руин самого большого монастыря Санчи - № 51.

За ним можно увидеть некий предмет, английское название которого лучше всего перевести как "Царь-котёл":)

В нём некогда варили еду всей монастырской братии. Как - я не понял.
Дальше тропа ведёт через выжженный индийским летом лес, мимо древнего бассейна

К ступе № 2, построенной во 2-м веке до нашей эры.

Зачем её построили в полукилометре от основного комплекса – непонятно. Археологи предполагают, что это место использовали учителя общины дабы уединятся от суеты.

У ступы № 2 есть забор, но ворот со скульптурами нет. Резные изображения, правда не особо "замороченные", есть на заборе.
Ещё у ступы дежурит одинокий турполицейский – сказал, что я сегодня у него третий, с утра только парочка пожилых англичан приходила.
Да уж, спускаться вниз было хорошо. Но вот набирать обратно 360 метров высоты до главной платформы по индийской полуденной жаре – занятие не особо вдохновляющее.

Зато с главной платформы идти уже только вниз – минут пять до дороги Бхопал-Видиша, где быстро поймался автобус в Бхопал.
Tags: Индия
Subscribe

  • Эфиопский дневник-6

    Последние пару дней потратил на знакомство со столицей Эфиопии Аддис-Абебой, от Боле до Энтото. Погода стоит замечательная, ясно, днём до 24…

  • Эфиопский дневник-5

    Сегодня с утра поездкой на озеро Чамо (бегемота видел)завершил южный маршрут. А затем - часовой перелет из Арба-Минч в Аддис-Абебу. После южной жары…

  • Эфиопский дневник-4

    Сегодня преодолел 300 километров живописной дороги от Турми по Великому Африканскому Рифту до Арба-Минч. По пути посетил деревни консо, которые в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments