Как было известно человечеству с древних пор, "золотой век" всегда находится в прошлом. Это относится и к истории аниме вообще и конкретному жанру риал-меха.
Начался жанр в 1979-м с "Мобильным доспехом Гандам". Но этот сериал только заложил фундамент, становление же основных канонов жанра происходит в первой половине 80-х годов, которые и стали той самой "золотой эпохой". Связана она прежде всего со студией "Санрайз" и парой великолепных криэйтеров – Ёсиюки Томино и Рёске Такахаси. Ещё помянем добрым словом "Нагойя ТВ" – этот региональный телеканал и давал эфир всем их произведениям.
"Гандам" оказался слишком новаторским и не сразу был принят публикой. После него Томино с "Санрайзом" вернулись к супер-меха и сделали "прото-Еву" под названием Densetsu Kyojin Ideon (Легендарный Великий бог Идеон)", который публика не восприняла ещё больше, чем "Гандам". Тем временем повторные показы и продажа моделей успешно создали культ "Гандама".
Так что в 1981 году Томино занялся выпуском киноверсии сериала, много чего нужного добавив туда и кое-что (но не всё) ненужное убрав. А Такахаси с "Санрайзом" начали сериал Taiyou no Kiba Dougram (Солнечный клык Дограм). Именно он и подтвердил рождение нового жанра. Жёсткий и реалистичный сериал о войне за независимость от деспотичной Земли одной колонии. Надо отметить, что у Такахаси сериалы получались "взрослее", чем у Томино.
Томино же, закончив с киноверсией "Гандама", в 1982-м снял сериал Sentou Mecha Xabungle (Боевой меха Ксабангл) – по его меркам, довольно светлый. За ним в 1983-м последовал Seisenshi Dunbine (Аура-воин Данбайн), в котором риал-меха скрестили с фэнтези. Данный "прото-Эскафлон" получился довольно любопытным – как-нибудь про него отдельно расскажу.
Такахаси в 1983-м снимает свой лучший сериал - Soukou Kihyou VOTOMS (Бронепехота Вотомс). Про него тоже стоит рассказать отдельно.
В 1984-м Томино создаёт Juusenki L-Gaim (Тяжёлометаллический Л-Гайм), который японские фэны почитают лучшим его сериалом. Теперь риал-меха скрестили с космооперой. Такахаси же попробовал свои силы в риал-меха-фэнтези с Kikou Kai Galient (Панцирный мир Галиэнт), но без особого успеха.
Наступил 1985 год – вершина "золотой эры". Томино снимает "Зету Гандам", свой лучший "Гандам". А Такахаси запускает Aoki Ryusei SPT Layzner (Синий метеор СПТ Лайзнер). Удивительно, но традиционная для супер-меха тема вторжения пришельцев впервые была использована в "санрайзовских" риал-меха. А если добавить, что вся история была помещена в реальный мир образца 1985-го, с холодной войной США и СССР, то этот сериал мог бы стать вершиной жанра. Не стал, ибо не обрёл популярности и был завершён досрочно. Но и Томино после "Зеты" пришлось пойти на резкое снижение серьёзности.
В общем, "Зета" и "Лайзнер" показали, что у зрителей тоже есть предел. И он был достигнут в первой половине 1986-го, который и стал концом "золотого периода" "санрайзовской" риал-мехи. Да и не только "санрайзовской" – ведь первая половина 80-х годов – это ещё и "Макросс", и "Оргусс", и "Моспида" и многие другие, исчезнувшие во тьме времени.
Начался жанр в 1979-м с "Мобильным доспехом Гандам". Но этот сериал только заложил фундамент, становление же основных канонов жанра происходит в первой половине 80-х годов, которые и стали той самой "золотой эпохой". Связана она прежде всего со студией "Санрайз" и парой великолепных криэйтеров – Ёсиюки Томино и Рёске Такахаси. Ещё помянем добрым словом "Нагойя ТВ" – этот региональный телеканал и давал эфир всем их произведениям.
"Гандам" оказался слишком новаторским и не сразу был принят публикой. После него Томино с "Санрайзом" вернулись к супер-меха и сделали "прото-Еву" под названием Densetsu Kyojin Ideon (Легендарный Великий бог Идеон)", который публика не восприняла ещё больше, чем "Гандам". Тем временем повторные показы и продажа моделей успешно создали культ "Гандама".
Так что в 1981 году Томино занялся выпуском киноверсии сериала, много чего нужного добавив туда и кое-что (но не всё) ненужное убрав. А Такахаси с "Санрайзом" начали сериал Taiyou no Kiba Dougram (Солнечный клык Дограм). Именно он и подтвердил рождение нового жанра. Жёсткий и реалистичный сериал о войне за независимость от деспотичной Земли одной колонии. Надо отметить, что у Такахаси сериалы получались "взрослее", чем у Томино.
Томино же, закончив с киноверсией "Гандама", в 1982-м снял сериал Sentou Mecha Xabungle (Боевой меха Ксабангл) – по его меркам, довольно светлый. За ним в 1983-м последовал Seisenshi Dunbine (Аура-воин Данбайн), в котором риал-меха скрестили с фэнтези. Данный "прото-Эскафлон" получился довольно любопытным – как-нибудь про него отдельно расскажу.
Такахаси в 1983-м снимает свой лучший сериал - Soukou Kihyou VOTOMS (Бронепехота Вотомс). Про него тоже стоит рассказать отдельно.
В 1984-м Томино создаёт Juusenki L-Gaim (Тяжёлометаллический Л-Гайм), который японские фэны почитают лучшим его сериалом. Теперь риал-меха скрестили с космооперой. Такахаси же попробовал свои силы в риал-меха-фэнтези с Kikou Kai Galient (Панцирный мир Галиэнт), но без особого успеха.
Наступил 1985 год – вершина "золотой эры". Томино снимает "Зету Гандам", свой лучший "Гандам". А Такахаси запускает Aoki Ryusei SPT Layzner (Синий метеор СПТ Лайзнер). Удивительно, но традиционная для супер-меха тема вторжения пришельцев впервые была использована в "санрайзовских" риал-меха. А если добавить, что вся история была помещена в реальный мир образца 1985-го, с холодной войной США и СССР, то этот сериал мог бы стать вершиной жанра. Не стал, ибо не обрёл популярности и был завершён досрочно. Но и Томино после "Зеты" пришлось пойти на резкое снижение серьёзности.
В общем, "Зета" и "Лайзнер" показали, что у зрителей тоже есть предел. И он был достигнут в первой половине 1986-го, который и стал концом "золотого периода" "санрайзовской" риал-мехи. Да и не только "санрайзовской" – ведь первая половина 80-х годов – это ещё и "Макросс", и "Оргусс", и "Моспида" и многие другие, исчезнувшие во тьме времени.