Сегодня речь пойдёт уже о Нижней Лужице и попытках тамошних лужичан добиться пересмотра закона о лужицких сербах, по-немецки – Sorben (Wenden)-Gesetz (SWG), т.е. дословный перевод – "Сорбский (вендский) закон (СВЗ)". Материал подготовлен на основе статей в газете нижних лужичан NOWY CASNIK.
Сорбский (вендский) закон (далее - СВЗ) федеральной земли Бранибор (немецкое название - Бранденбург) был принят в 1994-м, придя на смену ГДРовской культурной автономии. Закон этот не полностью удовлетворил лужичан и они давно добивались его пересмотра, но правившие в Браниборе правые были против. В то же время, находившаяся в оппозиции СДПГ поддерживала пересмотр закона. Теперь левые в Браниборе у власти, соответственно сербы ждут (ну и настаивают) на выполнении ими обещаний.
Итак, что давал закон 1994-го:
1. Он признавал сорбов (лужицких сербов) нацией.
2. Он определял границы сербских районов Нижней Лужицы („Es liegt im Landkreis Spree-Neiße, in der kreisfreien Stadt Cottbus, in den Ämtern Märkische Heide, Lieberose und Straupitz des Landkreises Dahme-Spreewald sowie in den Ämtern Lübbenau, Vetschau, Altdöbern, Großräschen und Am Senftenberger See des Landkreises Oberspreewald-Lausitz.“).
3. Он давал право использования в данных районах сербской символики наряду с государственной. Так же в данных районах использовались двуязычные вывески и дорожные указатели.
4. Создавал Совет по делам лужичан (der Rat für sorbische (wendische) Angelegenheiten) в качестве консультативного органа при ландтаге.
5. Предоставлял право взрослым и детям в сербских районах учить нижнелужицкий. Особо оговаривалась государственная поддержка двуязычных детских садов и школ.
На практике выявились многие проблемы. Наиболее сложная связана с тем, что из-за развития добычи бурого угля многие сербские деревни переселяются в другие места или сливаются с немецкими. Но даже оставаясь сербскими, они уже не могут получить статуса сербской общины, так как СВЗ говорит о том, что данный статус могут иметь поселения "в которых доказывается непрерывная языковая и культурная традиция вплоть до современности". Подобная ситуация и в Верхней Лужице, но новый саксонский закон о лужичанах снял данное противоречие – теперь достаточно желания самой общины быть сербской, доказательств не нужно. Нижние лужичане хотят того же.
Лужичане требуют, чтобы новый СВЗ был более конкретен и в образовательных вопросах. А так же введение пункта о том, что знание нижнелужицкого даёт приоритет при занятии должностей в земельных учреждениях.
Недовольство вызывает и процедура формирования Совета – членов его назначает земельное правительство, лужичане же требуют его выборности, одновременно с земельными выборами.
Ну и по мелочам – исполнение гимна лужичан наряду с немецким, вывешивание лужицкого флага в ландтаге и т.п.
Пока всё это находится на этапе обсуждения, но хочется пожелать лужичанам Бранибора успеха в принятии нового СВЗ.
Сорбский (вендский) закон (далее - СВЗ) федеральной земли Бранибор (немецкое название - Бранденбург) был принят в 1994-м, придя на смену ГДРовской культурной автономии. Закон этот не полностью удовлетворил лужичан и они давно добивались его пересмотра, но правившие в Браниборе правые были против. В то же время, находившаяся в оппозиции СДПГ поддерживала пересмотр закона. Теперь левые в Браниборе у власти, соответственно сербы ждут (ну и настаивают) на выполнении ими обещаний.
Итак, что давал закон 1994-го:
1. Он признавал сорбов (лужицких сербов) нацией.
2. Он определял границы сербских районов Нижней Лужицы („Es liegt im Landkreis Spree-Neiße, in der kreisfreien Stadt Cottbus, in den Ämtern Märkische Heide, Lieberose und Straupitz des Landkreises Dahme-Spreewald sowie in den Ämtern Lübbenau, Vetschau, Altdöbern, Großräschen und Am Senftenberger See des Landkreises Oberspreewald-Lausitz.“).
3. Он давал право использования в данных районах сербской символики наряду с государственной. Так же в данных районах использовались двуязычные вывески и дорожные указатели.
4. Создавал Совет по делам лужичан (der Rat für sorbische (wendische) Angelegenheiten) в качестве консультативного органа при ландтаге.
5. Предоставлял право взрослым и детям в сербских районах учить нижнелужицкий. Особо оговаривалась государственная поддержка двуязычных детских садов и школ.
На практике выявились многие проблемы. Наиболее сложная связана с тем, что из-за развития добычи бурого угля многие сербские деревни переселяются в другие места или сливаются с немецкими. Но даже оставаясь сербскими, они уже не могут получить статуса сербской общины, так как СВЗ говорит о том, что данный статус могут иметь поселения "в которых доказывается непрерывная языковая и культурная традиция вплоть до современности". Подобная ситуация и в Верхней Лужице, но новый саксонский закон о лужичанах снял данное противоречие – теперь достаточно желания самой общины быть сербской, доказательств не нужно. Нижние лужичане хотят того же.
Лужичане требуют, чтобы новый СВЗ был более конкретен и в образовательных вопросах. А так же введение пункта о том, что знание нижнелужицкого даёт приоритет при занятии должностей в земельных учреждениях.
Недовольство вызывает и процедура формирования Совета – членов его назначает земельное правительство, лужичане же требуют его выборности, одновременно с земельными выборами.
Ну и по мелочам – исполнение гимна лужичан наряду с немецким, вывешивание лужицкого флага в ландтаге и т.п.
Пока всё это находится на этапе обсуждения, но хочется пожелать лужичанам Бранибора успеха в принятии нового СВЗ.