Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Category:

Возрождение эфиопских железных дорог и их проблемы

На днях рассуждал о важности железных дорог для развития стран Третьего мира, чуть подробнее расскажу об Эфиопии. Когда готовился к путешествию и рассматривал разные варианты, в том числе подробно изучил вопрос и по заново пущенной железной дороге.

Хотя в итоге железной дороги и не было в моём эфиопском путешествии, я даже увидел новый железнодорожный вокзал столицы – подлетая с юга к Аддис-Абебе.

Железная дорога в Эфиопии появилась при великом негусе негести Менелике II. На условиях 99-летней концессии дорогу от его столицы Аддис-Абебы к французскому порту Джибути построили французы. В 1917 году первый поезд прибыл в Аддис-Абебу, преодолев путь от моря за 36 часов. К 1930-м годам линия обеспечивала 70 % эфиопской внешней торговли. Итальянцы после завоевания Эфиопии в 1936 году планировали существенно расширить железнодорожную сеть, связав Аддис-Абебу со своими колониями Эритрея и Сомали, но осуществить не успели.
Уже в конце правления Хайле Селассие II железная дорога стала приходить в упадок, продолжившийся при Дерге и завершившийся полной остановкой движения в 2010 году. Затем пришли китайцы.

Строительство началось в 2011 году и было закончено к 2017-му. Железная дорога Аддис-Абеба – Дыре-Дыуа – Джибути стала первой полностью электрифицированной железной дорогой стандартной колеи в Африке. Проект обошёлся в 3,4 млрд. долларов, оплаченных полностью 30-летним льготным займом китайского государственного банка (большую часть которого, как это и происходит всегда, китайцы в итоге просто спишут).

Железная дорога принадлежит совместной корпорации двух стран, где 75 % акций принадлежит Эфиопии, а 25 % - Джибути. Но эта корпорация возьмёт полный контроль над дорогой только с начала 2024 года, после того, как будут готовы собственные кадры, для подготовки которых создана железнодорожная академия в Бишофту. Пока работу железной дороге обеспечивает китайская государственная корпорация.

Грузовое движение было открыто в октябре 2016 года, а пассажирское в январе 2018-го. По всей линии построено 15 новых станций, обычно далеко от городских центров – в столицах Эфиопии и Джибути новые вокзалы находятся заметно дальше от города, чем аэропорты.

Поезда из Аддис-Абебы и Джибути отправляются в 8-м утра, затрачивая на весь путь… А тут, очень интересно. Изначально было 12 часов с небольшим, но уже через несколько месяцев расчётное время движения было увеличено до 15 с половиной часов. При этом обычными являются задержки по разным причинам – об этом подробнее ниже. Так что вам очень повезёт, если вы приедете на конечную станцию более-менее вовремя.

Поезда отправляются через день, причём весь путь за раз проделывает только поезд, отправляющийся раз в 4 дня. В другие даты поезд доезжает до Дыре-Дауи, чтобы продолжить свой путь на другой день.
Такое расписание существовало до весны 2020 года, но с началом эпидемии коронавируса межгосударственное сообщение было прекращено. Сейчас поезд ходит по нечётным дням из Аддис-Абебы в Дыре-Дауи (10 с небольшим часов), по чётным возвращаясь назад.

Изначально в поезде были 10 вагонов трёх классов китайского образца: 8 сидячих с мягкими креслами и 2 спальных – хард слиппер (6-местный плацкарт) и софт слиппер (4-местные купе). Но уже к середине 2019 года спальные вагоны были выведены из обращения по причине тотальной невостребованности – билеты в них покупали только редкие местные богачи да любопытные иностранцы. А билеты даже на сидячие места по местным меркам достаточно дороги – 1006 эфиопских бырр или 8000 джибутийских франков.

В дальнейшем существовали планы вести линии в Южный Судан, Уганду и Кению, но все они так и остались на бумаге по разным причинам политического плана. Началось строительство железной дороги из Аваша на север, в тыграйскую столицу Мекеле, но в связи с началом войны работы приостановлены.

Теперь расскажу непосредственно о поездке по отзывам путешественников. Первой проблемой было добраться до вокзала в Аддис-Абебе – общественного транспорта нет, таксисты не знают, нет даже асфальтированной дороги. Покупка билеты также являла собой занятный квест, так как его нужно приобретать минимум за 24 часа.

Далее – сесть в поезд. Номера мест на билетах есть, но они не соблюдаются ни пассажирами, ни персоналом. Так что по факту можно сесть на любое понравившееся свободное место – благо поезд идёт полупустым, в среднем 20 % заполняемость. А в одном рассказе сообщалось, что на вокзале в Аддис-Абебе в поезд село всего два десятка человек.
В поезде имеется вагон-ресторан, но там продают только воду, колу и печенье по безбожно-завышенным ценам.

В ходе движения поезда часто останавливаются в чистом поле по разным причинам – обычно из-за людей или животных на путях. Нередко такие остановки сопряжены с большими проблемами.

Вот как описывается подобная остановка в рассказе одного из путешественников:
"Проехав 2 часа с четвертью от Адамы, поезд остановился в чистом поле недалеко от Метехары. Я увидел нескольких мёртвых коз на обочине. Поезд на полной скорости пронесся через стадо, убив три десятка коз. Пришли местные жители, и вскоре вокруг поезда собралось около полусотни человек. Четверо парней из федеральной полиции, которые всегда находятся на борту поезда, как обычно, пошли с ними поговорить. Однако пастух не хотел отпускать поезд, пока не получит компенсацию (за 70 коз, так как некоторые из убитых были беременны, а ряд раненых оставалось только добить). Приехали еще федеральная и местная полиция, всего пара десятков человек.

Поезд продолжил путь после 7 часов переговоров, которые, по словам китайского начальника поезда, включали несколько звонков министру транспорта Эфиопии и главе федеральной полиции в Адисе, в сумерках. Начальник поезда сказал мне: "Они делают это специально, чтобы получить деньги. Они требуют необоснованную цену. На днях мы убили 12 верблюдов, а они запросили миллион бырров".

Нередки и остановки до четверти часа по причине перебоев с электричеством, но однажды из-за этого была остановка в 10 часов.

Подведу итоги работы новой железной дороги Эфиопии цифрами. В первый и, как оказалось, единственный год полноценной эксплуатации (2019-й) железная дорога перевезла 84 073 пассажира и сгенерировала 30 миллионов долларов убытка.
Tags: Эфиопия, железные дороги
Subscribe

Posts from This Journal “железные дороги” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Posts from This Journal “железные дороги” Tag