Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Комсомольск-на-Амуре – серый "город юности"

Первой остановкой в входе весенней поездки на Дальний Восток был Комсомольск-на-Амуре.

Комсомольск-на-Амуре – 4-й по величине город Дальнего Востока и крупный промышленный центр, расположен в 404 километрах северо-восточнее Хабаровска, на левом берегу Амура.

Их Хабаровска до второго по величине города края можно добраться тремя видами транспорта. Дважды в день ходит поезд – ночной фирменный "Юность" и дневной в Совгавань, в пути около 9 часов. Вокзал находится на северной окраине города -

Мне повезло с датой, так что смог воспользоваться услугами малой авиации – 2-3 раза в неделю (возможны отмены) из хабаровского аэропорта летает Л-410 "ХабАвиа".

Билет стоил 4840 рублей, лететь час.

Городской аэропорт (по совместительству авиабаза) Хурба расположен в 17 километрах южнее города.

Здание явно знало лучшие времена и гораздо более оживлённое воздушное движение –

До города ездит заезжающий к аэропорту несколько раз в день (заезды приурочены к прилётам) пригородный автобус № 104 до посёлка Молодёжный. Останавливается на автостоянке справа от терминала. Проезд стоит 80 рублей, до автовокзала ехать 50 минут.
Останавливался в гостинице "Сити" – советской, но с евроремонтом, в отдельно стоящей девятиэтажке около автовокзала, сингл стоил 2250 рублей/сутки. Из номера на 9-м этаже открывался вот такой замечательный вид на набережную.

Набережную, правда, во всю реконструируют, большая вывеска об этом почти скрывала и памятник на месте высадки первостроителей в мае 1932 года – 23-тонную глыбу кварцевого диарита, установленную в 1967-м.

Как раз в том году рядом был открыт (лично Гагариным) и первый в СССР Дворец молодёжи.

Выйти на берег Амура можно только в районе речного вокзала.

Перед речным вокзалом ещё осталось трамвайное кольцо, но трамваев в Комсомольске больше нет. Городской транспорт представлен автобусами – в основном б/ушными южнокорейскими, но попадаются и современные российские – разных частных предприятий.

Обилечивает водитель или кондуктор в салоне, проезд по городу стоит 30 или 35 рублей. Асфальт в центре города хороший, к окраинам похуже.
От речного вокзала небольшой действующий участок набережной ведёт к памятнику первостроителям, открытому в 1982-м.

Неподалеку от него будет и памятник ВОВ с вечным огнём –

Центр Комсомольска отличают широкие проспекты, застройка на них преимущественно сталинская, но без особых изысков.

Самым известным является "Дом со шпилем" – розовая пятиэтажка Дома работников завода "Амурсталь", построенная в 1956-м. Всего планировалось десяток таких домов, успели до хрущёвской борьбы с излишествами построить только три, и только этот по первоначальному проекту -

Расположен Дом со шпилем около площади Ленина, на которой стоит меланхоличный Ильич образца 1957 года, почему-то никуда руками не указывающий –

Чуть подальше по проспекту Ленина, на пересечении его с проспектом Первостроителей, напротив громады гостиницы "Восход", в самом начале XXI века был построен главный православный храм города - собор Казанской иконы Богоматери.

За пределами центральных проспектов хрущёвки перемежались позднесоветскими многоэтажками. Кое-где видны и современные многоэтажки, но единично, и город в целом сохранил вполне советский серый облик.

Ещё жилые районы активно разбавлены большими лесными массивами, парками именуемыми. Там во всю берёзки белые стоят –

В них часто попадаются памятники да бюсты, нередко без каких-либо опознавательных знаков -

В одном из таких парков установлен монумент участникам ледового перехода на стыке 1933 и 1934 на лыжах по льду Амура из Хабаровска. Несмотря на раннесоветский стиль бронзового военного строителя с факелом на лыжах, памятник был установлен только в 2002-м.

Возвращаюсь на проспекты со сталинками -

Проспект Мира приводит на вторую главную площадь города, площадь Юности с ДК судостроителей.

С авиационным техникумом и главпочтамтом тут соседствует здание городской администрации -

Минимаркеты представлены магазинчиками сетей "Амбарчик" и "Десяточка", более крупные супермаркеты индивидуальны – "Амба", "Иван да Марья", "Светофор".

Ну и обязательный для любого дальневосточного города "Самбери". Есть и своя "Азбука вкуса" -

Цены в магазинах хабаровского уровня, водители в Комсомольске дисциплинированы на обычном российском уровне, пробок не видно.

Самолёт в Хабаровск летает не каждый день, так что обратный путь преодолел на автобусе, с автовокзала (вполне сравнится с аэропортом своей обшарпанностью) на набережной.

Билет стоил 1032 рубля, ехать до краевой столицы 6 часов.
Tags: Хабаровский край
Subscribe

Posts from This Journal “Хабаровский край” Tag

  • Дальневосточный дневник - эпилог

    Вернулся из весны дальневосточной в родную весну - разница невелика, разве что в дальневосточных лесах берёз (нормальных белых, а не чёрных…

  • Дальневосточный дневник - 4

    Вчера съездил в Сикачи-Алян - нанайское село на берегу Амура с древними петроглифами, главное, что наелся свежепойманной рыбы. Сегодня снова…

  • Дальневосточный дневник - 3

    Вчера съездил в Биробиджан, самая провинциальная из посещенных мной столиц российских регионов. Надписи на идиш, меноры на решётках парков, повсюду…

  • Дальневосточный дневник - 2

    6 с половиной часов автобусом - и я в Хабаровске. Путешествие по суше подтвердила впечатление с воздуха об обилии воды в Приамурье. Сегодня даже три…

  • Дальневосточный дневник - 1

    День трёх перелетов завершился в Комсомольске-на-Амуре. Тут пасмурно, 14 градусов, но в отличии от краевой столицы дождя нет. При взгляде сверху…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments