Записки историка путешествующего

Тот, кто хорошо осведомлен о прошлом, никогда не станет отчаиваться по поводу настоящего

Previous Entry Поделиться Next Entry
Индия – взгляд на современный индуизм
Тигр
antinormanist
Поделюсь впечатлениями об ещё одной стороне современной индийской жизни. А именно – индийском язычестве, именуемом индуизмом.

Лекций глубокомысленных не будет – просто увиденные сценки да попытки их обдумывания.
Начну же с одного рассуждения общетеоретического плана.
Вот везде в умных книжках пишут, что индуизм поглотил буддизм в Индии, сделав Будду аватарой Вишну. Ну-ну. А вот передо мной на столе стоит набор из 10 терракотовых фигурок аватар Вишну. Набор сей куплен в городе Пури и изготовлен местным храмом Джаганатха – одним из самых почитаемых вишнуистских святилищ современной Индии. По значимости, сравнить сей набор можно с иконами в христианстве. И вот представьте, что на иконе Святой Троицы кого-то не хватает.
Так вот, никакого Будды среди десяти официальных аватар Вишну от храма Джаганатха нет! А место недостающего аватары занимает Баларам, старший брат Кришны. Кстати, при таком раскладе Кришна выходит девятым и последним из бывших аватаров – остаётся только Калки, аватара грядущего.

Ну это было лирическое отступление – перехожу к самому индийскому народному индуизму.
Храмы у индуистов имеются, большие и маленькие, древние и новые. Храмов много – гораздо больше, чем церквей или мечетей. Иногда они оказываются в совершенно неожиданных местах – как в Гвалиоре прямо у полотна железной дороги рядом с вокзалом. Или скромные белые святилища просто в чистом поле.
Помимо храмов, есть и другие святилища. Часто видел гигантские баньяны, ставшие объектами поклонения – ствол дерева украшен разными ленточками, а под ним обычно небольшая божница с изображением божества. Вот такие священные деревья по-индийски.

Раз есть храмы – значит есть и священники-пандиты. Как-то рано утром в Райпуре наблюдал пандита, подметавшего порог "своего" храма – прямь лавочник готовит к открытию лавку.
А что же сказать о пандитах вообще? Чтобы не обидеть:) Попрошайничающие в поездах, сидящие на дороге к храму с плошками для подаяния (ничем не отличаются от нищих на папертях наших церквей), причём приставучестью индийских нищих пандиты превосходят.
Некоторые пандиты сидят на улице, у оградки своего храма и торгуют разложенными перед ними разными амулетами – эти больше напоминают обычных уличных торговцев.
В Патне не раз видел одного оригинала – ходил он в маске какого-то божества и с бутафорской булавой на плече. Регулярно обходил местных торговцев и собирал с них "добровольные пожертвования" – так, рупий 5-10 с каждого, не желавших отдавать стукал булавой по голове. Так торговцы от этого товарища бегали форменным образом!

Или другой эпизод – уже в Колкате. В общественных местах – лавках, отелях, кантинах, даже Интернет-кафе и салонах мобильной связи – обычно (но далеко не всегда) имеется уголок с изображением бога/богини, украшенным гирляндами. Как-то, когда завтракал в такой кантине напротив железнодорожного вокзала, туда вошёл пандит с сумой на плече, достал из неё палочки с благовониями, воскурил их, скороговоркой пробормотал какую-то молитву. Такое вот "религиозное обслуживание на дому". Гораздо больше времени, чем сам ритуал, заняло у него стояние у кассы с протянутой рукой. Мне даже жалко мужика стало – с каким-то совершенно неописуемым выражением недовольства на лице кассир, отвлекаясь по малейшему поводу, отсыпал ему пригоршню мелочи.
В общем, не похоже, что пандиты в массе своей пользуются у рядовых индусов уважением. В их взглядах на пандитов часто видел такую же брезгливость, что и в отношении обычных попрошаек. Индусы, надо отметить, особо не подают.

Нет, конечно, есть вполне уважаемые пандиты – по телевизору видел. А одного даже лично – на одной узкой улочке Хоуры, когда возвращался с Белур Матха.
Автобус обогнал религиозную процессию из двух-трёх десятков мужиков с… так и хочется сказать хоругвями, громко распевавших религиозные гимны. Во главе её шествовал крепкий атлетично-сложенный парень в одной оранжевой набедренной повязке. Так пол-автобуса стало истово… так и хочется сказать креститься.
Хотя по мне, больше это походило не на религиозную процессию, а на марш сторонников Хиндутвы. С другой стороны, у нас крёстные ходы на Кирилла-Мефодия в казачьих краях ничуть не хуже.

И что же, при таком отношение к пандитам, сказать, что индусы – нерелигиозны? Глупость. Просто их религиозность по-другому выражается.
Никого не удивляет божница на лобовом стекле автобуса, авторикши или такси. Водитель автобуса в Мандле, выезжая в рейс, притормаживает у храма – купить у торговца гирлянду.
Или город Пури, кантина на СТ Роад, где обычно питался, мало того, что имела обычную божницу, так и ещё все стены были расписаны неплохими картинами религиозного содержания, а владелец кантины регулярно молился перед ними. Придёшь так, присядешь где-то в сторонке тихонько, пацан – сын владельца примет заказ, когда папа освободиться (максимум минут через десять), тогда и начнёт готовить.

А уж дома обязательно будет "красный уголок", а в больших домах – и отдельная комнатка. Когда останавливался в семейных гестхаузах, приглашение на вечернюю пуджу было столь же обязательным, как предложение брэкфеста. Похоже, считается, что на такой службе должны присутствовать все, кто сейчас пребывает под крышей дома. С другой стороны, никто никого не неволит – не хочешь – не иди.
Да и в храмах индусы зачастую обходятся без пандита. Уже рассказывал про такую сценку в Каджурахо. Сами воскурили благовония, сами спели гимн, оставили перед статуей бога или лингамом Шивы подношение – цветы да деньги. И правда, зачем тут пандит? Нужен он только, чтобы в храме прибираться.

Когда ехал на викраме из Гаи в Бодгаю, водитель притормозил у какого-то небольшого придорожного святилища, пошарил по карманам, затем попросил у соседа мелочь, что-то прошептал, сложив руки у лбу, и бросил монетки в святилище.
Или сценка в том же Каджурахо – мужик шёл по улице, вёл осла в поводу, остановился у порога храмика, отпустил веревку, сложил ладони, о чём-то помолился, подобрал веревку и пошёл с ослом дальше.

Самую же запоминающуюся пуджу я наблюдал в Райпуре, в автобусе, которым приехал с Мандлы – про поездку уже писал. Итак, после прибытия, кондуктор – крупный немолодой раджпут с шикарными вислыми усами и в тюрбане – стал готовить бас к обратному рейсу. Разжёг благовония перед божницей у водительского места, стал читать молитвы глубоким хорошо-поставленным голосом, постепенно повышая громкость. После пяти минут такого чтения встал, и с благовонием и чтением молитв сначала прошёлся по салону, а потом обошёл автобус снаружи. Да уж, вспоминая дорогу Мандла-Райпур, без божественной помощи на ней ну никак:)
Кстати, автобус он обходил как положено – справа налево. Такой же порядок соблюдается в индуистских и буддистских храмам. Так же, заходя в них, положено снимать обувь. Иностранцам тоже - если их, конечно, туда пускают. В самые почитаемые (вроде того же Джаганатха, бхубанешварского Лингараджа или бенаресского Вишванатха) - точно не пускают.
А вообще, меня смешат эти "новообращённые индуисты" из иностранцев. Что бы там не втирали "общечеловеческие" гуру модернистского индуизма для либералов, хинду можно только родиться.

Помимо храмов и деревьев, священными для индусов являются реки и горы. У священных гор не был, а вот реки видел. И именно благодаря им окончательно убедился в сильной религиозности индусов.
Дело в том, что Гангу и Ямуну я несколько раз пересекал поездом или автобусом. И каждый раз, в моём поле зрения обязательно оказывался минимум один индус, который, глядя на реку, касался лба ладонью – такой же жест религиозные индусы делают у порога почитаемого ими храма. В купе могло быть всего трое, считая меня (как в поезде Патна-Сатна), но один обязательно сделает такой жест. Причём, зачастую это проделывали молодые и вполне современно выглядевшие парни, отрываясь от набирания СМСок на мобильнике! Интересно, а много на Руси людей, крестящихся, проезжая на автобусе мимо церкви?

Да, совсем забыл, помимо пандитов, есть ещё святые-садху – как-то мне не довелось побывать в местах их концентрации, так что видел их только по телевизору. Причём сюжет во всех случаях был одинаков – очередной политик приезжает к очередному садху. "Батюшка, благослови":) Всё, не буду больше про индийских политиков, писал уже.
А вообще на индийском телевидении индуизма много. Есть даже специальные каналы, по которым постоянно проповедники вещают – правда подобные каналы есть и у мусульман с сикхами. И минимум пара телеканалов, по которым постоянно крутятся экранизации "Рамаяны" с "Махабхаратой" (внешне больше всего похожи на телеспектакли советской эпохи) да болливудские фильмы религиозного толка.
Вот каким я увидел современный индуизм – ещё один кусочек огромной и весьма противоречивой мозаики под названием "Современная Индия".

  • 1
В Патне не раз видел одного оригинала – ходил он в маске какого-то божества и с бутафорской булавой на плече. Регулярно обходил местных торговцев и собирал с них "добровольные пожертвования" – так, рупий 5-10 с каждого, не желавших отдавать стукал булавой по голове. Так торговцы от этого товарища бегали форменным образом!

"А обезьяны, то те живут по лесу. А у них есть князь обезьяньскый, да ходит ратию своею. Да кто замает, и они ся жалуют князю своему, и он посылает на того свою рать, и оны, пришед на град, дворы разваляют и людей побьют.

Афанасий Никитин, "Хождение за три моря"."

А телевизионных каналов, где все время Махабхарату и Рамаяну показывают, нету.

Значит, это был Хануман:)
Наверно, всё время не показывают. Просто был один канал - как не включишь (когда крикет и болливудские клипы надоест смотреть) - всё время там этот телеспектакль:)

Боюсь, что автор видел как раз саньяси-садху. А пандитов - не видел.;)
Отличить просто: саньяси в оранжевом, пандиты - в белом.
Саньяси - нищенствующие монахи различных орденов, персоны там как уважаемые так и полупочтенные (полуплчтенных увидеть легко, уважаемых для иностранца - крайне сложно), соответсвенно, и относятся к ним индусы по-разному. Но всех их порой называют пандитами - эдакая ни к чему не обязывающая вежливость.
В действительности пандиты - это "профессора богословия" такие знатоки теории индуизма. В наше время как правило преподают а гуманитарных университетах ;).
В отличие от пуджари - практиков, специалистов по обрядам. Они обретаются в крупных храмах. Крупных - потому, что правильно сделаный индуистский обряд - это нечто весьма высококвалифицированое и стоят их услуги недешево. Потому и зовут их индусы только по особым случаям, предпочитая в быту как-нипбудь обходиться своими силами.

Спасибо за разъяснение!
Действительно, термин "пандит" я использовал в том значении, в котором он обычно и применяется в русско- и англоязычных рассказах о путешествиях, т.е. "священнослужитель в индуизме".
Подавляющее большинство граждан и правда были в оранжевом. А пуджари какие одежды носят? Просто вспоминаю, что двоих точно видел в белом - тот гражданин, что пуджу в забегаловке в Колкате, проводил, да ещё парень из одного из храмов южнее Кхаджурахо, который подробно рассказал о символике алтаря того храма.

Пуджари так же носят белое. Белое - это одежда семейного брахмана.
Ессно, брахманы бывают тоже разные - некоторые семьи растеряли то, что имели, другие хранят. В смысле, работать пуджари многие хотят, но далеко не все в наши сложные времена имеют к этому должную квалификацию. Поэтому, кстати, многие из тех, кто хотят но не имеют пытаются с большим или меньшим успехом разводить европейских туристов.

Вообще-то термин "священнослужитель" в Индии достаточно расплывчат. В зависимости от ситуации и торжественности случая, обряд может провести и пуджари, и санньяси (некоторые ордена могут проводить пуджудля других, но не для себя; другие вообще не имеют право проводить никаких обрядов), и глава семейства и всякий, кому приспичило. Случаи, ессно, перечислены в порядке убывания торжественности и профессионалитзма.;)

Очень интересный рассказ!

Интересный и познавательный рассказ!
"Разжёг благовония перед божницей у водительского места, стал читать молитвы глубоким хорошо-поставленным голосом, постепенно повышая громкость." - у нас на юге Одесской области примерно так же верующие липоване на автобусах ездят. Всю дорогу читают молитвы и крестятся. Причем это не показуха, а настоящая вера. Но таких мало осталось, своеобразный привет из 18 века. В Румынии, наверное, таких больше живет.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account