Фузилёры с постов в низовьях Зайре были частыми гостями в пограничном городке Ноки, где дислоцировалась касадорсквая рота армии, а также имелись все атрибуты власти в лице офисов колониального администратора, фискальной гвардии и госбезопасности ПИДЕ.
Младший лейтенант флотского резерва (это аналог альфереса милиции в армии) Вашку Кеведу Песанья, служивший на посту Триденти, как-то осенью 1965 года отправился в Ноки выпить пивка со своими армейскими коллегами. Ну сели, выпили, а затем обнаружили, что в их привычной дружной компании не хватает кого-то, а именно военврача. Пошли его искать и обнаружили дрыхнущим в своей койке, что в 4-м часу дня было довольно необычно. Офицеры растолкали врача, интересуясь, а какого он тут спит, когда надо пить пиво.
Тогда врач рассказал историю, участником которой он стал. 4 дня назад, перед рассветом, к пограничному посту со стороны Конго подъехали пара машин, полных вооружёнными африканцами. Судя по символике на машинах, они принадлежали к одному из противостоящих португальцам в Анголе повстанческих движений – Национальный фронт освобождения Анголы (ФНЛА) Холдена Роберто. Солдаты на посту схватились за оружие, но африканцы всем видом показывали, что это не нападение. Парочка их подошла к шлагбауму и вежливо попросила позвать инспектора ПИДЕ.
ПИДЕ в Анголе занималась разведкой, местный инспектор хорошо знал и поддерживал контакты с повстанческими командирами. Так что повстанцы просто позвали единственного португальского начальника, который был им знаком. Инспектор быстро примчался и выслушал историю повстанцев.
Где-то восточнее их отряд угодил в засаду португальских коммандос, несколько повстанцев были убиты, а их командир – заместитель командира одной из главных баз ФНЛА в Кинкузу был серьёзно ранен. Они доставили его обратно в Кинкузу и хотели отправить в госпиталь в столицу Конго Леопольдвиль. Но командир заартачился, очевидно, не особо доверяя африканским врачам. Он настаивал, чтобы его лечил только португальский доктор. И бойцы ФНЛА из Кинкузу отправились в ближайшее место, где могли пообщаться со знакомыми португальцами – в Ноки.
Инспектор ПИДЕ немедленно отправился к военврачу и тот, после некоторых колебаний, решил съездить с повстанцами в Кинкузу. После нескольких часов тряски по просёлку в джунглях они прибыли в большой и хорошо оборудованный лагерь. Там врач смог извлечь пулю из тел раненого и пару дней присматривал за ним, пока тот не пошёл на поправку. Хотя повстанцы хорошо к нему относились, выполняли все его указания, а после доставили обратно на границу, врач признал, что за эти дни не сомкнул глаз. И вернулся в Ноки полностью истощённым, эмоционально и физически.
Вот такая необычная история, приключившаяся осенью 1965 года на севере Анголы. В случае португальцев – такое вполне могло быть, это же не родезийцы или южноафриканцы. И, разумеется, не попало ни в официальные армейские рапорты, ни в донесения ПИДЕ.