Европа после тектонического разлома Первой Мировой войны отчаянно нуждалась в массовом правом революционном движении, противостоящем коммунизму. И такое движение в форме фашизма появилось. И всё было хорошо, но потом, в полном соответствии с метким замечанием Ницще по Реформации, пришли немцы и всё испортили.
(в самом начале): "16 веков назад святитель Августин написал: "Что есть время? Если меня не спрашивают, я знаю, что это такое. Если я хочу объяснить тем, кто спрашивает, я не знаю как". Так же и с фашизмом. Большинство образованных людей на Западе инстинктивно понимают, что это такое, но когда они пытаются объяснить это другим, получаются довольно бессвязно и путанно".
(определение фашизма): "Фашизм – это род политической идеологии, ядром которой является палингенетическая форма популистского ультранационализма". Фашизм ничем не отличается от прочих базовых идеологий, способных принимать разные формы в зависимости от конкретных условий. Но все эти формы имеют своей основной главный утопический миф и пытаются воплотить его в конкретных исторических условиях. Основополагающий миф состоит в том, что органический "народ", формирующий ультра-нацию, находится в кризисе и нуждается в спасении от упадка и гибели силами авангарда, состоящего из тех, кто остро осознаёт это и готов бороться".
(про расизм): "Именно навязчивая идея расовой чистоты немцев является главным отличием нацизма от итальянского фашизма. Обнародование расовых законов 1938, утверждающих арийское происхождение итальянцев и исключающих евреев из итальянской нации, противоречило основному мифу фашизма, возводившему итальянцев к многонациональной, мультикультурной и многоконфессиональной Римской империи, и шло вразрез с представлениями простых итальянцев, которые оказались невосприимчивы к "расистскому повороту" в фашистской пропаганде. Напротив, Нюрнбергские расовые законы 1935 соответствовали духу арийского фэнтези, усиленно культивировавшегося в Германии с середины XIX века, и пользовались большой народной поддержкой".
(про тягу фашистских режимов к классицизму): "Идеализированные неоклассические скульптуры обнажённых атлетов на спортивных площадках являются отличительной чертой как фашистской Италии, так и нацистской Германии. Но глубоко ошибочно будет полагать, что они воплощают одну и ту же эстетику. Убеждённый фашист видел в таких изображениях классический идеал человека, которому должны подражать современные римляне в Третьем Риме Муссолини. Верующий нацист воспринимал их как евгенический идеал, архетип истинного арийца, который воскреснет в Третьем Рейхе, когда он очиститься от всех проявления дегенеративности и вырождения"
(после рассказа о фэнтези румынских легионеров): "Озабоченность румынских фашистов своими воображаемыми дакийскими корнями именуется научным термином "протохронизм". И ряду других фашистские движений пришлось прибегать к протохронистскому мифу в отсутствии более осязаемого средневекового или раннемодернового Золотого века, на который можно было ссылаться как на основу возрождения нации".
(в завершении рассуждения об отношениях фашистов с капитализмом: "Нацизм от всех других фашизмов с экономической точки зрения отличает то, что он смог создать огромную европейскую империю, всё более зависимую не только от промышленного и сельскохозяйственного производства покорённых территорий, но и, к концу войны, от труда по крайней мере 12 миллионов "принудительных работников" или рабов. Некоторые из них закончили свои дни, трудясь на капиталистов на фабриках, построенных в концлагерях, но вполне очевидно, что сделали их рабами мечты о возрождении ультранациональной Германии, а не капиталистические схемы увеличения прибыли".