Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Category:

Операция "Ники"

Итак, греческие генералы решительно отказывались воевать на Кипре, саботируя указания диктатора Иоаннидиса. В результате чего, единственными, кто смог добраться до Кипра после 20 июля 1974 года, оказались греческие спецназовцы – рейдеры (катадромоны).

Рейдеры были одной из опор военного режима и до конца продолжали подчиняться диктатору. Перебрасывать подкрепления, дабы не провоцировать Турцию и не вызывать неудовольствия Лондона и Вашингтона, надо было тайно и только в тёмное время суток. Операция получила имя "Ники" ("Победа").

Первая попытка была предпринята в ночь с 20 на 21 июля. Попытались перебросить эскадрон Бета, дислоцированный на окраине Салоник. Для переброски использовали лайнеры "Боинг-727" греческой национальной авиакомпании "Олимпик Эйрлайнс". При промежуточной посадке для дозаправки в аэропорту Ханья на Крите у одного из самолётов, куда было нагружено всё тяжелое вооружение и оборудование спецназовцев, лопнула шина шасси и он выкатился с полосы, уткнувшись в заграждения. Но рейдеры готовы были продолжить путь на Кипр и без него, как из Никосии сообщили, что в результате налётов турецкой авиации взлётное поле аэропорта повреждено и он не может принять "Боинги". Миссия отменена и спецназовцы возвращаются в Салоники.

Для второй попытки следующей ночью был избран базировавшийся на Крите эскадрон Альфа под командованием 44-летнего подполковника Георгиоса Папамелетиу. К нему присоединились 60 добровольцев из состава амфибийного эскадрона Гамма, так что всего под командованием Папамелетиу оказалось 318 спецназовцев. Вспоминая об этих событиях, Папамелетиу больше всего поражался, насколько нервно и неуверенно звучал в телефонной трубке голос, отдающий ему распоряжения: "Так приказы не отдаются".

К 19:00 21 июля спецназовцы собрались на военной базе Суда на Крите. Тут же сосредоточены все доступные военно-транспортные машины ВВС Греции – 20 Норд-2501 "Норатласов" французского производства 354-й эскадрильи "Пегас" и 10 С-47 "Дакота" американского времён Второй Мировой войны 355-й эскадрильи. Рейдеры с личным оружием группами по 20-30 человек загрузились в 15 "Нораталасов", остальные пять и все "Дакоты" были загружены тяжелым вооружением и снаряжением спецназовцев, а также запасами боеприпасов.

Чтобы успеть покинуть Кипр до наступления утра, самолёты должны были вылететь из Суды до полуночи. В 22:35 первый "Норатлас" с позывными "Ники-1" взлетел. Дальше самолёты должны были взлетать с пятиминутными интервалами, но как и всегда бывает в подобных ситуациях, пошли задержки. В результате в полночь на взлёт шёл только 13-й "Норатлас". Ещё два "Нораталаса", проигнорировав приказ, взлетели в 0:20 и 0:23. Остальные машины остались на земле.

Чтобы избежать обнаружения турецкими радарами, электронные навигационные системы самолётов были отключены и радиообмен сведён к минимуму. Перелетев хребет Лефка-Ори ("Белые горы") на Крите, самолёты снизились до высоты 100-150 метров над морем, при подходе к Кипру снизившись до полусотни метров. "Ники-13" сбился с курса и в 4:15 повернул назад, приземлившись в 7:40 на Родосе.
Командование нацгвардии было предупреждено о прибытии рейдеров ещё днём, в 0:30 из Суды на Кипр ушло подробное сообщение о вылетевших самолётах. Около 1:30 сообщение получили диспетчеры в аэропорту Никосии, но почему-то оно так и не было получено охранявшим аэродром 195-й батальоном ПВО нацгвардии. Они провели два тяжелых дня, отражая налёты турецкой авиации, и очень нервничали, опасаясь попытки турок захватить аэропорт парашютным десантом. Это и привело к трагедии
Первым в 1:52 22 июля приземляется "Ники-2", через три минуты сел "Ники-1". А затем по третьему заходившему на посадку самолёту ("Ники-4") открывают огонь кипрские зенитчики, объятая пламенем машина падает на холм Македонитисса, 4 члена экипажа и 27 рейдеров погибают, чудом выжил рядовой Афанасиос Зафириу. Зенитчики ведут огонь и по следующему самолёту, прежде чем диспетчер Милтос Георгиадис не добивается от них прекращение огня. "Ники-6" приземляется с двумя повреждёнными двигателями, 2 рейдера на его борту убиты и 11 ранены.

В 2:18 садиться "Ники-7", за ним приземляется "Ники-3", у которого вышел из строя один из двигателей. Следующие самолёты садятся без проблем, последним приземляется "Ники-15". "Ники-14" также заплутал по пути и увидел кипрский берег, когда уже светало, потому повернул к Родосу.
На земле самолёты разгружаются и взлетают в обратный путь. Последним из Никосии в 4:02 взлетает "Ники-15" – он вернулся в Суду в 7:40. Три самолёта – неисправный "Ники-3", подбитый "Ники-6" и "Ники-12", у которого не хватало топлива на обратную дорогу – были уничтожены на земле греками, чтобы скрыть следы операции.

278 греческих спецназовцев во главе с Папамелетиу были названы 35-м рейдерским эскадроном нацгвардии Кипра и сыграли решающую роль в отражении атаки турок на аэропорт Никосии 23 июля, а в августе участвовали в боях в Никосии.
Tags: Греция, Кипр, вооружённые силы
Subscribe

Posts from This Journal “Греция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Posts from This Journal “Греция” Tag