Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Categories:

Индия – транспорт, часть вторая

Продолжаю про индийский транспорт.

Перехожу к автобусам. Индийские басы – самый народный транспорт, ездящий по всей Индии. Могут быть государственными или частными, но не сильно различаются раздолбанностью. Билеты продаёт кондуктор в салоне, едут медленно, тормозят у каждого столба, высаживая-загружая пассажиров, а так же их шмотки в багажник и на крышу. Ну медленно-то они едут благодаря качеству индийских дорог – колеблется от посредственного до ужасного.
Государственные локал басы отличаются от частных тем, что останавливаются только в населённых пунктах и не берут на борт велосипеды и большие мешки с барахлом. Ещё отличие в том, что в частных кондуктор заполняет билет под копирку ручкой, а в государственных (во всяком случае, в Уттар-Прадеше) кондукторы вооружены машинками, распечатывающими билеты – такими же как у кондукторов в наших автобусах.
Автобусы ходят по условному расписанию. Рюкзак на багажную полку запихивается с большим трудом.
Ходят басы с бас-стэндов, нужный бас находится традиционным методом "а не скажите ли люди добрые". Если кто-то есть в кассах, можно и там спросить. Ещё кондукторы обычно выкрикивают название пунктов назначения, да и пишут их на басах.

На некоторых маршрутах у кондуктора имеется помощник – молодой парень, который висит снаружи на двери, выкрикивает маршрут, подзывает потенциальных пассажиров и помогает с погрузкой их багажа. Ещё он криком сгоняет с дороги коров – на сигналы автобуса эти скотины совсем не реагируют. Иногда помощнику кондуктора приходится спрыгивать и прочищать путь автобусу, отпихивая коров руками.

Ещё одним фактором, осложняющим использование локал басов, может служить врождённая непереносимость болливудских песен. К счастью, лично я этим не страдаю, но слышал страшные истории:) Врубают песни всегда, индусы (исключительно мужики) могут начать подпевать в полный голос или барабанить ритм на спинке кресла. Тут спасает только качество индийских дорог – на такой стиральной доске никакой магнитофон долго не протянет.
Кое-где имеются и кондиционированные делюкс-басы. Испробовал такой от Rajasthan State Road Transport Corporation на маршруте Джайпур-Дели, его ещё в путеводителях называют "экселлент".

На них билеты покупаются заранее – заполняешь бланк и суёшь в окошечко. На борту выдают по 0,6-литровой бутылке воды. Конечно, по сравнению с локал басами, они гораздо удобнее и комфортабельнее (хотя кондишен регулировался сованием в дырку подголовной салфетки), да и багажные полки больше. Но у меня было с чем сравнивать – с сирийскими "лакшери пульманами" прошлого года. И сравнение было не в пользу индийцев.
На второстепенных маршрутах в глубинке бегают ещё шарэд-авторикши (зовутся викрамами) и шарэд-джипы.

Принцип работы такой же, как у ближневосточных сервиз-такси. Только в отличие от них, о комфорте говорить не приходится. К тому же, понятие "заполнение", очевидно, по-разному трактуется в арабском языке и хинди:)
Теперь речь пойдёт о городском транспорте. В Индии он весьма разнообразен. Но начну с главного, настоящего символа Индии и индийского подарка человечеству под названием авто(или мото)рикша. Это такая трёхколёсная самобеглая коляска. В туристических местах их часто зовут на ЮВАзиатский манер тук-туками.

В ряде мест (как Гая или Гвалиор) под именем викрамов они играют и роль маршрутного городского транспорта. А что, в России есть маршрутные такси – а в Индии маршрутные авторикши.
Распространён так же вариант коляски, совмещённой с велосипедом – велорикша, в Агре видел такие штуки даже с моторчиком.

А в Колкате ещё живы и изначальные, человеческие рикши.

В отличие от Ближнего Востока, где в прошлом году удалось вывести универсальную формулу торга с таксистами, в Индии с рикшами этого не получилось. Да уж, загадочную индийскую душу никакая математика не возьмёт:) Так что, выход один – заранее, из путеводителей или от незаинтересованных местных (вроде попутчиков по купе) узнаёте примерную цену.
Далее идёт торг – рикшавали называет свою цену, вы ему – свою. Если он решает, что вы – тупая белая обезьяна, не понимающая его "уан хандред рупиес", и повторит цену, то смело посылайте его, можно с матом:) Если начнутся разговоры про "утренний тариф" и т.п., и в результате высветиться некая компромиссная цена – можно торговаться.

Наиболее сложен торг в туристических центрах вроде Дели, Агры или Пури – нередко, более-менее пристойной цены удавалось добиться со 2-3 рикши. А вот в нетуристических местах вроде Бхопала, Райпура или Патны фантазии местных рикшевозов обычно хватает только на то, чтобы взять с вас рупий на 10 больше, чем с местных – в таких случаях даже не торговался.
Кстати, если владелец коляски с ходу соглашается на вашу цену, это повод насторожится – возможно, ваш маршрут будет расширен за счёт незапланированного заезда в какую-нибудь лавку его дальнего родственника/хорошего знакомого либо предстоит жёсткий торг после поездки. Такое со мной было в Агре. Тут рецепт прост – железно стойте на заранее-обговоренной цене, если что – угрожайте обращением к полиции. Короче, проявляйте характер. Да, ещё у рикши может не быть сдачи – тоже не стоит идти на поводу, бумажки всегда можно легко разменять в ближайшей лавке.
Ежели вы приезжаете в город поездом, у вас есть хорошая возможность избежать очередного раунда шоу под названием "торг по-индийски" – на привокзальных площадях любого крупного индийского вокзала имеются будки препейд-авторикш. Принцип работы такой же, как на стойках препейд-такси в аэропортах.
В Индии есть и такси, но это не наш выбор.

Если хотите взять машину на день, лучше всего обращаться в офисы местных турдепартаментов, где обычно имеются подробные прайсы со всеми вариантами маршрутов.
В индийских городах есть автобусы, встречаются и вполне современные, вроде тех, что в прошлом году видел в Сирии. Номера маршрутов приводятся нашими цифрами, иногда и направление пишется латиницей. Так что, если знаете, каким маршрутом добраться до нужного места, то можно воспользоваться. Платите за проезд кондуктору в салоне, ему же объясняете, куда вам надо, да и сами внимательно в окно смотрите.
В Колкате есть и трамваи – не пользовался.

Зато там активно использовал метро. Оно имеется во всех 4-х индийских супергородах (Дели, Мумбае, Колкате и Ченнае). Билет на одну поездку до конкретной станции покупается в кассе, обычно рядом с ней или неподалеку висит таблица с ценами билетов до разных станций. Цены в Делийском метро раза в два больше, чем в Колкате. В окошечко подаёте деньги и называете станцию, получаете маленький билетик, который суётся в турникет на входе и выходе.
На табло в индийском метро показывается время прибытия поездов – они там ходят гораздо реже московского метро, где-то раз в 10-15 минут. Да, и на табло пишутся направления, куда идёт данный поезд – обычно, это название последней станции ветки, но не всегда.
Также в крупных городах есть электрички, а в Колкате ещё и такой необычный вид внутригородского транспорта как паромчики через реку Хугли – подробности в рассказе об этом городе.
Ну, думаю, на этом всё. Надеюсь, убедил всех, что транспорт в Индии есть и им можно пользоваться:)
Tags: Индия, технология путешествий
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments