Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Каменно-Бродский монастырь или взгляд на современное народное православие

Рассказываю о посещение в сентябре 2009 года одного из семи действующих монастырей Волгоградской епархии. Информация взята из очень хорошей книги "Святые обители (Монастыри Волгоградской епархии)" (2008), но даже в ней не нашлось, к сожалению, дореволюционных фоток монастыря.

Каменно-Бродский Свято-Троицкий мужской монастырь находится в Ольховском районе Волгоградской области, около села Каменный Брод. На машине от Волгограда около 4-х часов.
Место очень живописное, со всех сторон окружено меловыми горами, от которых у монастыря есть и третье название – Белогорский. По склонам стелется можжевельник, стоят вековые дубы.

Само селение Каменный Брод было основано на берегах реки Иловли в 30-е годы XVIII века малороссийскими крестьянами. Но уже они застали существовавшие в меловых горах пещеры, где ранее жили некие пустынники. Пещеры эти окружены множеством легенд, связывающих их с именами Александра Невского и Степана Разина. Не буду эти легенды пересказывать – фактов всё равно нет, чтобы подтвердить их или опровергнуть. Время создание пещер неизвестно, археологи отмечают их схожесть с Дивногорскими монастырскими пещерами среднего Дона.

Женская обитель в этом месте была основана в начале 60-х годов XIX века, когда помещик Пётр Персидский выделил 455 десятин своей земли со старым дубовым лесом. Официально обитель утверждена в 1873 году. Громадную роль в становлении монастыря сыграла начальница общины, монахиня Афанасия (Филиппова). Сопровождалось это растянувшейся на три десятилетия судебной тяжбой Афанасии с Петром Персидским, а затем его вдовой Серафимой. Установление Афанасией в общине иноческого устава привело к тому, что часть её насельниц, из числа бывших крепостных Персидских, стали бегать жаловаться к бывшим хозяевам. Ну и экономический фактор – вопрос о разделении доходов от золотошвейства, которым занимались в обители. Из-за этой тяжбы затянулось и окончательное оформление монастыря – только в 1903 году Синод утвердил его создание.
В монастыре сначала была построена простенькая церковь иконы Богородицы "Всех скорбящих радости" – для иконы XVIII века, с покупки которой Персидским в Москве история монастыря и началась. Соборный Свято-Троицкий храм был освещён в 1895 году.
Монастырь смог просуществовать ещё 10 лет после революции, под видом "сельскохозяйственной артели усиленного труда". Затем здания передали местному колхозу, Свято-Троицкий храм в 1938 году уничтожили. В войну тут был тифозный госпиталь, после войны – машинно-тракторная станция (МТС), а с 1959 года – конезавод.
В июле 1991 года монастырь вернули церкви и он был возрождён как мужской. Окончательно земли и здания передали в 1994 году. С тех пор и идёт неспешное восстановление обители. Какие-то разовые подарки делали волгоградский предприниматель, районная администрация, Котовское отделение "ЛУКойла", регулярно средства выделяет только епархия, но в небольшом объёме. Президентских субсидий и щедрых спонсоров обитель не имеет. Это к лучшему – имена донаторов не портят пейзаж. А то даже на горе Небо в Иордании это безобразие видел!

Дорога приводит к закрытому служебному входу. Налево идёт тропа вдоль стены к меловым пещерам, направо, за углом – главный вход. Монастырская территория окружена стеной, частично сохранившейся с XIX века.
Начну всё же с пещер, как главного аттракциона этого места. Правда, перед походом туда, надо всё же зайти в монастырь – купить в церковной лавке пару свечек и благословение на съёмку, являющееся одновременно входным билетом в пещеры.

Тропа к пещерам идёт через заросший лог, есть и более крутая тропа прямо с дороги. Вход в пещеры закрывается и у него оформлена часовенка.

На площадке у неё толпилось с полусотни человек – тургруппы, пары и одиночки. Послушник брал за раз на экскурсию только 20 человек. Так что, образовалась очередь. Экскурсия продолжалась полчаса, ждать пришлось полтора часа. А люди всё подходили и подходили, похоже, место популярное.

Особых христианских чувств в толпе заметно не было, регулярно случались попытки пролезть без очереди. Вот молодая семья – оценив размеры очереди, муж предложил плюнуть на это дело, но дочка очень хотела снова посмотреть мышку – позднее выяснилось, что это она так про вырезанное в стене изображение ангела говорила. Руководительница группы паломниц сорвала на склоне какую-то травку с сиреневыми маленькими цветочками, очень сильно пахнущую – сказала, что это исуп священный, его положено класть перед иконами. Паломницы и многочисленные примкнувшие к ним женщины побежали его собирать в промышленных количествах – только крутизна склона спасла местную флору:)
С площадки открывались неплохие виды окрестных гор, за леском виднелась крыша и купол церкви – канонический вид монастыря со всех плакатов.

Сама экскурсия была довольно любопытной. Вёл её молодой послушник с неплохим чувством юмора. Он изложил монастырскую версию истории пещер. Монахи тут появились на рубеже XII-XIII веков. Ими был создан настоящий подземных город на трёх уровнях, но ныне ходы на нижние уровни завалены. Экскурсию водили по первому уровню – келья дежурного монаха, ниши для молитв и хознужд, подземная часовня.

Узкие проходы с полусводчатыми потолками, в которых едва могли разминутся пара человек. В советское время стены пещер украсили многочисленные надписи уровня "Здесь был Вася" – знакомый, возивший нас, вспоминал, что мальчишкой бывал в пионерлагере неподалеку и они постоянно бегали лазить в пещеры. Встречались и свежие надписи – послушник сказал, что пишут и сейчас, во время экскурсий.
В пещерах было прохладно (+11°) и дул лёгкий ветерок. Моя свеча погасла пару раз, после чего я перестал её снова зажигать – света хватало от свечей идущих спереди и сзади. Послушник сказал, что это знак от местных монахов, чтобы я остался – наверное, шутил.

Перед иконой в подземной часовенке стояла масса иконок и висели нательные крестики – их оставляют посетители в мольбу о чём-либо. У нас тоже один повесил свой крестик – молодой парень простонародной внешности, всё время ожидания тянувший пиво из полторашки – как раз к началу экскурсии он её докончил. По нему нельзя было сказать, что он чем-то болен или вообще испытывал какие-либо высокие чувства – наверное, просто понтов ради.
Сама монастырская территория после толкучки у пещер поразила своей пустынностью – похоже, люди забегали только в церковную лавку за благословением.

Прямо у входа, направо, у сохранившегося фрагмента изначальной стены, стоят могильные камни игуменьи Афанасии и Серафимы Персидской, которые отыскались на уничтоженном монастырском кладбище

Чуть дальше на траве лежит жернов из монастырской мельницы. На нём ныне полагается молиться – от многочисленных колен и ладоней уже образовались выемки.
Дорожка от главного входа ведёт к церкви иконы Божьей Матери "Всех скорбящих радости" (сокращённо – Скорбященская церковь) – незатейливому прямоугольнику с куполом. Но при моём посещение она была закрыта и несколько трудников вяло вели какие-то строительные работы.

Слева – обширный пустырь ос следами фундамента и крестом посреди. Тут когда-то стоял Свято-Троицкий собор.

За ним дорога приходит к братскому корпусу – одноэтажному зданию старинной кладки, в одном крыле которого и находится та самая церковная лавка. На ней висит строгое предупреждение, что самоубийц, иноверцев и некрещеных в поминальные записки не писать.

Дальше было ещё одно похожее здание старинной кладки, у дверей которого на солнышке валялся довольный жизнью котяра. Тут же обнаружились единственные, кроме меня, посетители – две семьи, привёзшие младенцев креститься. Коридор с рядами белых дверей больше всего напоминал деревенскую школу. За первой дверью была монастырская кухня – судя по вывеске, что вход на кухню только по благословению.
Открыта была только последняя дверь в небольшое помещение вроде классной комнаты, только с высоким потолком – домовая (или зимняя) Свято-Троицкая церковь. Именно там сейчас и находится та самая главная монастырская икона.
В общем, территория монастыря выглядела довольно неухожено – видно, что стройка в самом разгаре. Уже возведено несколько зданий из белого кирпича. Из такого же достраивают и стену вокруг монастыря.
Я же, по своей традиции, обошёл вокруг монастыря. Конечно, тут не было асфальтированной дорожки, как на Валдае. Так что с северной стороны пришлось карабкаться по крутым склонам меловых холмов.

С этой стороны монастырь больше всего напоминал колхозный двор – какие-то хозпостройки, бродили куры, стоял трактор.

Ныне в монастыре обитает 7 монахов. Видел парочку. Строгого представительного седобородого батюшку встретил в зимней церкви. А когда ждал у главного входа спутников, мимо прогарцевал монах в телогрейке и джинсах верхом на весьма норовистой кобылке. Женщина, с которой там разговорился, сказала, что это отец Александр, местный завхоз, что, как говорят, понимает язык животных и говорит с ними. Интересно, а с кошками он тоже говорит?
За монастырём дорога ведёт к святым источникам. Вот уж где на малолюдство сетовать нельзя было – народу тут было даже больше, чем у пещер.
Первым шёл родник с серебряной водой в овражке у сруба. К нему выстроилась длиннющая очередь людей с тарой – вплоть до мужика с 50-литровой флягой. Атмосфера позднесоветской очереди за водкой – переругивание из-за места, бабы возмущаются, а чего много набирать-то, мужики в ответ матерились.
За срубом на склоне холма имелся деревянный крест Говорят, сам Александр Невский по дороге к хану Берке поставил. По-моему, выглядел крест гораздо моложе приписываемых ему 850 лет. На тропе за крестом стояла избушка. Это второй источник, сероводородный, в него полагается окунаться. Очередь тут стояла заметно поменьше, одна из тёток возмущалась, что кто-то уже 20 минут окунается. Хорошо хоть, что тут без мата обошлось.

Чуть дальше, в небольшой рощице был овражек с третьим источником, радоновым. По меркам двух других источников, людей тут почитай и не было. В овражке имелся сруб вроде колодезного, из которого и тёк ручеёк. Воду полагалось набирать пластмассовым ковшичком, тут же была привязана и металлическая кружка.

Попробовал – лёгкий привкус, отдалённо напоминающий сероводород, но даже вкусно. Ещё в овражке имелись следы явно древнего деревянного сооружения – местные называют его "купелью Петра I". Легенда о посещение этих мест Петром прилагается – но вот тут спорить не буду, ибо как раз в этих краях царь хотел копать Волго-Донской канал.

Далее дорога выводила из овражка и вела на восток – слева шли склоны меловых холмов, справа – низина с деревьями. Дорогу украшали четыре вековых дуба. Раньше, говорят, больше было – в этом убедился, увидев обугленный "фундамент" такого великана. Разумеется, легенда рассказывала о том, что дубы сажал сам Александр Невский. Глупость, конечно – и не только потому, что у великого князя была масса иных забот, чем заниматься озеленением волжских степей. Сами дубы выглядели лет на 200-250.

Дубы являлись объектом поклонения, на ветках было привязана масса ленточек. Ну и тут и там имелись тётки, прильнувшие к дубам "подпитаться энергией". У последнего дуба застал знакомых по пещерам паломниц. Глядя со стороны, ещё раз подивился размерам дерева – 12 человек на "подзарядку" встали, не задевая друг друга!
Ну вот и весь сказ – поучительное получилась поездка.
Tags: Волгоградская область, монастыри православные, православие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments