Перечислять ляпы вышедшего в 1964 года фильма "Зулусы" можно очень долго, легче сказать, где создатели не наложали. Коротко – в том, что такой бой имел место быть. А дальше идёт какое-то фэнтези.
Бой, активная фраза которого продолжалась не более 5 часов, в вечерних сумерках и ночью, превращается чуть ли не в двухдневное эпическое сражение.
Ляпы по заклепочной части ходят стадами, даже удивительно, что работу понтонной переправы показали более-менее верно. Ну и залповый огонь двухшереножного строя британской пехоты – хотя в Роркс-дрифте его и не было. А дальше сплошной мрак – вплоть до "винтовок Боксер-Генри" и ошибки в цвете воротничков и обшлагов на форме 24-го полка.
Ну а то, что готовя оборону, герои переворачивают телеги… Сценаристы хотя бы ради интереса зарисовки многочисленных бурских лаагеров посмотрели, как фургоны и телеги в них встраивать положено было!? Не говоря уже о зарисовке подполковника Дегачера с натуры о том, как телеги стояли в южной баррикаде на самом Роркс-дрифте.
Герои не похожи на прототипов совершенно, сами характеры картонные, при этом ещё и явные сценарные ляпы. С какого-то бодуна первый южноафриканский кавалер Креста Виктории, швейцарский ветеран франко-прусской войны Фердинанд Шисс назван в фильме натальским конным полицейским, причём в эпилоге правильно указана его принадлежность к Натальскому туземному контингенту.
Преувеличена роль Адендорфа, при этом преуменьшена роль Далтона, а его коллега Данн, бывший вообще-то правой рукой Чарда в ходе боя, вообще не появляется на экране. 24-летний флаг-сержант Борн нисколько не походил на матерого батяню-сержанта с парой кампанейских медалей на груди из фильма.
Больше всего досталось Гарри Хуку. Великолепный солдат, образцовый молодой человек, трезвенник, после войны – многолетний сотрудник Британского музея, вообще-то оказавшийся в госпитале как одни из помощников военврача Рейнольдса в уходе за ранеными, превратился в какого-то "пацана с раёна" с уголовными замашками, которого только армия и хороший сержант сделали человеком.
Шведский миссионер Витт, конечно, та ещё мразь, как и большинство работавших в Африке европейских миссионеров, но ничего из показанного сотворить не мог, ибо смотался с миссии ещё за пару недель до боя.
При этом ещё и абсолютное непонимание психологии викторианского офицера. Ситуации со спором Бромхеда и Чарда о командовании просто не могло быть.
И о каком пренебрежении пехотного офицера к офицеру Королевских инженеров может идти речь, если на момент 1879 года два из трёх самых-самых полководцев Империи – это инженеры (Гордон Китайский и Нейпир Магдальский)?!
И в Исандлване 22 января никому их пехотных офицеров не пришло в голову, что полковник КИ Дёрнфорд не имеет права командовать – бреветный подполковник Пуллейн протестовал только против нарушения им прямых приказов главкома.
Такое же странное принижение и роли комиссариатских – и Данн и Далтон вполне сражались, а не только подносили патроны.
Повар же в пехотной роте в полевых условиях заставил бы долго ржать любого викторианского солдата!
Главная претензия к фильму всё же не в этом. Историческое кино может повторять мифы, но оно должно стараться не создавать новых. А фильм, стараниями сопродюсера, соавтора сценария и исполнителя роли лейтенанта Чарда Стенли Бейкера, не раз говорившего "Я - валлиец и горжусь этим", создал "валлийский миф", о котором уже писал.