Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Category:

Дореформировать армию – реформы Чайлдерса

Выборы в апреле 1880 года стали триумфом либералов во главе с Гладстоном, в том числе активно атаковавших кабинет Дизраэли и за не очень удачные колониальные кампании. Второй кабинет Гладстона продолжил широкомасштабные социальные реформы, в том числе и реформу армии.

Кардуэлл после 1874 года отошёл от активной политической жизни. Пост военного министра во втором кабинете Гладстона занял 53-летний опытный политик Хью Чайлдерс. В первом кабинете Гладстона в 1868-1871 году он занимал пост Первого лорда Адмиралтейства и пытался, впрочем, без заметного успеха, реформировать британский флот.
К тому времени стали очевидны ряд неблагоприятных последствий реформ Кардуэлла, во многом реформы Чайлдерса были направлены на то, чтобы попытаться купировать эти последствия.

Во-первых, британская армия столкнулась в 1870-е годы с кризисом вербовки – очевидно, теоретические построения о повышении привлекательности военной службы пока не работали. Армии не хватало новобранцев. "Респектабельные представители рабочего класса" в армию по-прежнему особо не стремились.

Во-вторых, новой "кардуэлловской" армии остро не хватало сержантов и капралов, да и качество их резко упало. Сержантов и капралов в британской армии всегда было заметно меньше, чем в той же прусской, но при старой системе большую стабилизирующую роль играли опытные солдаты, отслужившие больше 10 лет. Лэнс-капралом можно было стать только после 3-4 лет службы, а сержант обычно был бывалым мужиком под 40-к, вся жизнь которого была связана с армией, который в полку был намного более авторитетной фигурой, чем многие офицеры.

После реформы вся эта система рухнула. Лэнс-капралами становились после полугода службы, а сержантами – после пары лет. Такие сержанты, бывшие ненамного старше и опытнее рядовых солдат, редко обладали необходимым авторитетом среди сослуживцев, да и сами нередко не чувствовали в себе решимости командовать. Майор Френсис Клери, служивший штабным офицером во время войны с зулусами 1879 года, констатировал, что "исполнение приказа [капрала или сержанта] полностью зависело от личности человека, его отдающего".
Попутно выяснилось, что в британской армии не было никаких особых привилегий для капралов и сержантов, так что нередко вполне способные рядовые отказывались от повышений, не желая взваливать на себя дополнительные обязанности.

Большой проблемой стало продвижение офицеров по служебной лестнице. После отмены продажи патентов оно резко затормозилось. В середине 1870-х годов было подсчитано, что в среднем британский офицер достигнет звания капитана в 35 лет, майора – в 49 лет, подполковника – в 53 года. Тридцатилетние лейтенанты, немыслимые при прежней системе, в 1870-е годы становятся обыденным явлением. Широкое распространение в связи с этим "бреветных званий" (когда один человек внутри полка был капитаном, а вне полка – майором) только запутывало систему командования.

И наконец, главная задача создания боеспособного резерва не была достигнута, что ярко продемонстрировала серия войн на рубеже 1870-х и 1880-х годов. Прибывшие в части резервисты вызвали массу нареканий командиров, как заключил главнокомандующий герцог Кембриджский, "это точно не те люди, которых любой офицер захочет видеть в строю".

Как-то решить эти проблемы и призваны были реформы Чайлдерса.

Но начал военный министр с давно назревшего полного запрета порки в действующей армии, за большинство незначительных проступков вроде пьянства отныне просто штрафовал комбат, за более серьёзные установлены полевое наказание № 1 и полевое наказание № 2 (кандалы и тяжелые работы).

Походя военный министр ликвидировал ещё одну древнюю традицию. Дело в том, что когда после "Славной революции" создавалась современная британская армия, законодатели решили перестраховаться. Численность, структура, да и само существование армии определялись "Актом о мятеже", который каждые несколько лет должен был подтверждаться палатой общин. Фактически британская армия была "временной". Чайлдерс наконец покончил с этой архаикой, заменив временный "Акт о мятеже" (ну и несколько сотен принятых за века прочих актов) в 1881 году одним постоянным "Армейским актом".

Больше всего споров вызывала локализация пехотных полков. Одни старшие офицеры предлагали "связывать" не два, а 3 или даже 4 полка. Другие вовсе предлагали вернуться к прежней системе. Но в ситуации, когда на строительство полковых депо уже было потрачено три с половиной миллиона фунтов, пути назад уже не было.
В итоге Чайлдерс сделал вполне естественный следующий шаг в таких условиях – превращение "кардуэлловских" связанных батальонов в полноценные пехотные полки с территориальной привязкой.
Теперь Соединённое королевство делилось на 60 полковых округов: 45 – в Англии, 11 – в Шотландии, 3 – в Уэльсе, 8 – в Ирландии. Каждый округ – пехотный полк двухбатальонного состава. Старая номерная система полков была отброшена, теперь в названии полка упоминалось только его "родная" местность. По этому поводу плач стоял великий по британской армии в связи с "уничтожением традиций".
Каждый полк имел не менее одного батальона милиции и не менее трёх батальонов волонтёров, обеспечивая их офицерами и сержантами из своего состава.

Срок действительной службы в пехоте увеличен с 6 до 7 лет, но общий срок оставлен в 12 лет. При этом рядовых младше 20 лет нельзя было направлять в колонии, и срок службы для офицеров и прочих в колониях ограничен 8 годами.
Проблему сержантского состава решили резким увеличением зарплаты и статуса. Теперь капралы и сержанты могли служить 21 год, женится, получали отдельную жилплощадь в казармах. Старших сержантов (полковых сержант-майоров и приравненных к ним) даже переименовали в "уоррент-офицеров".

Так что проблема обеспечения британской армии качественным сержантским составом была решена. Сложнее оказалось с офицерами. Несколько комиссий военного ведомства так и не смогли разработать подходящую схему "продвижения по заслугам", избавленную от серьёзной коррупционной составляющей.
В итоге ограничились полумерами. Количество полевых офицеров просто удвоили – теперь в батальоне было два подполковника и 4 майора. Также был установлен предельный возраст для ряда званий, по достижению которого полагалась отставка (если не получил бреветного чина): капитан – 40 лет, майор – 45 лет, подполковник – 55 лет.

В результате реформ Кардуэлла-Чайлдерса был сформированы основные элементы современного облика британской армии.

В январе 1882 года, рассуждая о задачах военной реформы, Чайлдерс сказал:
" Под военным духом мною подразумеваются привычка к дисциплине, уважение законного командования, и в то же время независимость характера и неприязнь к неряшливости, что, как правило, отличает человека, который служил…
И это оправдывает наше правительство в создании системы, в которой гораздо большая доля молодёжи нашей страны могла бы, если они того пожелают, добровольно провести короткое время в рядах вооружённых сил…
Такой короткий опыт военной службы и волонтерства принесёт несомненную пользу молодёжи любого класса, будь то в городе или на селе, будь то ремесленник, рабочий или крестьянин".
Tags: Британская Империя, вооружённые силы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments