Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Categories:

Профилактика образца 1874 года и лень историков

В ходе кампании генерала Уолсли против ашанти 1873-74 годов больше всего генерала заботило здоровье своих солдат. Вот только современные англоязынчые историки, которые пишут об этом, обычно не утруждают себя подробным описанием мер генерала. Точнее, в их исполнении это выглядит так - на Золотом берегу была малярия, поэтому Уолсли всех солдат поил хинином, отчего заболеваемость была низка.

Начнём с того, что для Ганы эндемична не только малярия, но и желтая лихорадка – и в наши дни для въезда в Гану обязательным документом для иностранцев является международный сертификат о вакцинации против жёлтой лихорадки. В исторических источниках того времени болезнь, бывшую бичом Золотого берега, именовали просто "лихорадкой", смешивая эти два заболевания – и при описаниях видно, что у разных людей были симптомы разных болезней. Сам Уолсли точно перенёс малярию, а у ряда его офицеров была желтуха – собственно из-за неё данную лихорадку и назвали желтой.

Главные открытия в области малярии и желтой лихорадки были сделаны в период 1880-1900 годов (мимоходом посетую на странную избирательность Нобелевского комитета, давшего премии исследователям малярии Лаверану и Россу, но отказавшего в них исследователям желтой лихорадки Финлаю и Риду). В момент похода Уолсли ещё ничего не было известно, хотя идеи о комарах как переносчиках уже выдвигались, но даже древняя теория миазмов ещё не была забыта.

Так что Уолсли пришлось решать задачу профилактики на весьма шатких основаниях. Хинин как противомалярийное средство был известен европейцам уже два с половиной века. Поэтому приказ Уолсли о ежедневном приёме всеми военнослужащими порции хинина после завтрака был вполне естественным. Так как употребление хинина не относится к приятным вещам, офицеры были обязаны лично тщательно следить, чтобы солдаты порции хинина съедали. К слову, сами господа офицеры под разными предлогами (побочные эффекты) от приёма хинина в итоге отказались.
Но хинин борется только с малярией, а вот в случае с желтой лихорадкой он скорее вреден (из-за побочного действия на печень). Тем не менее, факт низкой заболеваемости солдат Уолсли налицо.
Так как современные историки дальше хинина не идут, пришлось почитать мемуары. И тут вскрылись два интересных факта, явно способствовавших профилактике.

Во-первых, Уолсли ввёл на время действий в тропических лесах для пехоты сухой закон, что довольно необычно для тогдашней британской армии. Несомненно, вместе с полноценным разнобразным питанием, это резко усиливало сопротивляемость организма инфекциям. Что ярко демонстрирует то, что военно-морская бригада (отправившаяся в поход с собственными запасами рома) имела гораздо больший процент заболевших, чем три пехотных батальона.
Главной же причиной низкой заболеваемости было другое профилактическое средство. По приказу Уолсли на всех остановках армии были заготовлены большие запасы дров, по прибытие на место они использовались с наступлением темноты для разжигания больших костров по периметру лагеря. Это старинный способ профилактики малярии в Индии, позаимствованный и британской Индийской армией. Для служившего в Индии Уолсли, да и многих его офицеров, данный способ был привычен. Но в Африке использовался впервые.

А вот во время похода полковника Скотта 1896 года, положившего конец независимости ашанти, ограничились только хинином. Не было ни "сухого закона", ни больших костров. Как результат, заболеваемость оказалась гораздо выше, чем у Уолсли.
Так что дело было не только в хинине.
Tags: Британская Империя, колониальные войны
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments