Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Category:

Чтение в субботу вечером – Стэнли Пейн об испанской истории и прочем

В одном из последних номеров испанского исторического журнала "Историа де Иберия Вьеха" (такой аналог нашей "Родины") было опубликовано любопытное интервью ведущего англоязычного историка карлизма и Гражданской войны в Испании Стэнли Пейна под говорящим названием "Гражданская война не была неизбежна". На самом деле там много интересных размышлений о прошлом, настоящем и будущем Испании.

Почему так сложно избавиться от наследия "чёрной легенды"? [лейендра негро – мифологизированное со знаком минус представление об Испании времён вершины её мирового господства в XVI-XVII веках, созданное её британскими геополитическими противниками]
Потому что в последующие эпохи она регулярно подпитывалась негативным взглядом на Испанию. "Чёрная легенда" возникла в конкретных условиях острого военного противостояния сверхдержав, но со временем подпитывалась другими событиями, как задержка модернизации в XVII веке и более поздними событиями, как Гражданская война и диктатура Франко. По сравнению с другими диктатурами она была не столь кровавой или репрессивной, но продолжалась длительное время, что подтверждало на Западе идеи об каком-то особом характере Испании.

Считаете ли вы причинами её живучести политические?
В настоящее время она используется в политических целях. Но причинами её живучести являются не какие-либо особенности испанской национальной психологии, а распространяющаяся с последних лет ХХ столетия на Западе идеология единомыслия и политкорректности. И негативное отношение к истории напрямую связано с ней, ибо она занимается в истории только поиском всевозможных жертв и обиженных, не видя в ней ничего иного. И это не какая-то испанская особенность.

Но, несмотря на всю критику, похоже, что история весьма интересует людей. Издаётся масса книг и журналов. Не так ли?
Нет. К истории в целом нет большого интереса. Важные части испанской истории остаются вне школьных программ, но точно такая же картина в Штатах и других странах. Ситуация довольно парадоксальная, ибо сейчас у нас гораздо больше возможностей изучать историю и многое узнавать, но большинство молодёжи живёт с амнезией, хотя это слово и не совсем корректно, предполагая, что они что-то забыли. На самом деле им просто неинтересно это знать. Да, издаётся много хороших книг, но люди, интересующиеся ими, находятся в явном меньшинстве.

Но в испанской истории есть и белые страницы. Например, в последнее время много говорится о сосуществовании трёх культур в Аль-Андалусе [обобщённое название мусульманской части Испании в эпоху Реконкисты].
Да уж, некоторые договариваются до толерантности. Но такого никогда не было. Было сосуществование мусульман с христианами и евреями, при котором последние подвергались всевозможным ограничением в демонстрации своих культурных особенностей. Раем там и не пахло.

Католические короли [Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский] объединили испанскую нацию или только монархии? [давний спор в западной историографии] Точнее, с какого времени мы стали "испанцами"?
Зависит от того, что мы понимаем под испанцами. Существует националистический дискурс, в котором Испания предстаёт первым национальным государством современного типа, но это не так. Католические короли сделали серьёзный шаг, но они не создали современную нацию. Это произойдёт не раньше, чем через несколько столетий. С другой стороны, если мы говорим о том, что можно назвать "исторической нацией", с чётким чувством идентичности и культурой, Испания является одной из старейших подобных стран не только в Европе, но и в мире, потому что её история как "исторической нации" простирается на полтысячелетия.

Считаете ли вы, что в извечной борьбе между традицией и прогрессом Монархия и Церковь неизменно являются серьёзным препятствием?
Ну, монархия Фердинанда VII была громадным препятствием. Он был реакционером и абсолютистом, серьёзно испортившим жизнь либералам. Но после его смерти главным препятствием была не Монархия, а сами испанцы. Церковь в разные периоды времени была врагом скорее левых, чем либералов, не надо забывать, что большинство депутатов Кадисских кортесов [парламент Испании времён Наполеоновских войн, принявший первую конституцию страны] в начале XIX века были священнослужителями.
С возвышением эксальтадос [испанские радикалы XIX века, бравшие за образец французских якобинцев] начинаются и первые нападки на Церковь. Но, к примеру, в первой карлисткой войне высшие иерархи поддержали правительство. Проблема была не в Церкви как таковой, а во многих рядовых священниках и мирянах, поддержавших карлистов. Церковь же в целом сотрудничала с либеральной системой XIX века.
Во время Второй республики Церковь была вполне согласна с отделением церкви от государства, но правительство уже не удовлетворяло просто разделение, начались преследования католических институтов. Если говорим о восстании 36 года, то Церковь никакого отношения к нему не имела, это было дело рук военных и ряда политиков. Её роль явно преувеличена. Церковь была консервативным институтом в XIX веке, но мы не можем видеть в ней причину сопротивлении общества переменам.

Дискуссия о кризисе 98 года [поражение Испании в войне 1898 году и утрата ей роли мировой державы] была уделом интеллектуалов или она выплеснулась на улицы?
Конкретно в 1898 году она сосредоточилась в среде интеллектуальной элиты, едва ли задевая улицу. Но позже, с началом Первой мировой войны и революционных событий, эти споры выплеснулись в широкое общественное пространство, став камнем преткновения.

И как в этом контексте вы относитесь к Маэсту и его концепции Испанидада [один из ярчайших представителей "поколения 98 года", испанский философ Рамиро де Маэсту-и-Уитни, расстрелянный республиканцами в начале Гражданской]?
Трудно разделять концепцию, что Испания была святым обществом, в котором сосредоточилось католическое мессианство всего мира. Кое-что в истории конечно было, но в целом Маэсту существенно преувеличивал.

Считаете ли вы решение Альфонсо XIII поспешно покинуть страну после триумфа республиканцев на муниципальных выборах в апреле 1931 года правильным?
Это решение было принято в ситуации, когда он не имел никакой поддержки. Никто не хотел сражаться за монархию. Конечно, это имело фатальные последствия, ибо постепенная эволюция всегда лучше резких и радикальных изменений. Но в той конкретной политической ситуации иного выбора у него не осталось.

В ваших книгах вы весьма критически относитесь к фигуре Алькалы Саморы [первый президент Второй Республики в 1931-1936], которого обвиняете в том, что он назначил выборы, которые выиграл Народный фронт. На ваш взгляд, можно ли было избежать Гражданской войны?
Да, я всегда считал, что Гражданской войны можно было избежать, хотя для этого надо было приложить серьёзные усилия. Прежде всего, Республике требовалось иное руководство. Непоследовательная позиция Алькалы Саморы сыграла большую роль в нарастании кризиса.
Но не меньше вина и других. Левые республиканцы вполне могли быть более умеренными и договороспособными, но в итоге погрязли в сектантстве и личной борьбе за власть. Они должна были просто признать за своими правыми противниками право на жизнь и свободу деятельности, протянуть им руку. Но они не стали этого делать. Главная причина была в том, что они считали испанскую армию бумажным тигром и полагали, что любое восстание будет легко подавлено и только поспособствует усилению их власти. Они ошиблись.

Были ли Франко фашистом?
Нет. В его режиме был фашистский компонент в годы Гражданской войны и первые годы после. Был серьёзный и очень опасный флирт с фашизмом, но в 1942 году всё изменилось. Франко был практичным человеком и никогда не предпринимал серьёзных попыток по фашизации режима.
Неизвестно, как сложилась ситуация, если бы Германия победила, но это всего лишь досужие домыслы. Франко никогда не понимал фашизм как социальную и культурную революцию. Он был слишком консерватором и слишком католиком, и прекрасно понимал, что в ситуации Второй Мировой войны у него нет выбора, кроме того, как придушить то, что было фашизмом в Испании.

Считаете ли вы, что Переход [переход Испании к демократии после смерти Франко в 1975 году] был успешным и позволил изменить восприятие Испании в мире?
Переход являлся практически полным успехом и действительно изменил восприятие Испании в мире. Стремясь к консенсусу всех политических сил, он стал настоящим образцом. Единственной большой ошибкой были автономии.

У вас нет ощущения, что мы, испанцы, довольно неблагодарны к королю Хуану-Карлосу?
Было два Хуана-Карлоса – первый, настоящий Герой Перехода, и второй – слабый человек следующих лет, погрязший в скандалах, распутстве и коррупции. Но этот самый второй, достойный самого критичного отношения, не должен затмевать первого, который принёс стране демократию.

И какова ваша оценка правления Филиппа VI?
Когда он взошёл на трон, было неясно, сможет ли он спасти Монархию, переживавшую трудные времена, как и в годы Перехода. С последним кризисом его роль снова обрела актуальность и он обрёл собственную миссию – быть королём Конституции и испанского единства. И это довольно непростая миссия.

Как вы думаете, мы, испанцы, поддержим короля в осуществлении этой миссии?
Вот в этом и весь вопрос. Несмотря на то, что испанцев принято изображать импульсивными, мятежными и радикальными, на самом деле испанцы конформисты, для которых важно принадлежность к определённой пастве или стаду. Так формируются политические секты и сектантство становится большой проблемой. В Испании после Фелипе Гонсалеса [первый премьер-социалист Испании постфранкистской эпохи с 1982 по 1996] с его конструктивным видением, левые снова сосредоточились на низвержении фундаментальных основ общества, снова формируются сектантские течения и нет недостатка в желающих следовать за лидерами. Современная Испания стала весьма фрагментированной страной. Королю Филиппу VI нелегко и неясно, получится ли у него. XXI век не обещает быть в Испании спокойным.

И всё-таки, мы европейская страна или нет?
Да, и полагаю, что большинство испанцев разделяет такое мнение. Пусть не все из них внятно представляют, что такое западная цивилизация, и насколько велик вклад Испании в её развитие.
Tags: Испания, историософия, история
Subscribe

Posts from This Journal “Испания” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

Posts from This Journal “Испания” Tag