Итак, в сентябре 1876 году бельгийский король Леопольд II проводит в Брюсселе международную географическую конференцию, на которой была основана международная ассоциация, с которой и началась история "Свободного государства Конго". Британию на конференции представлял будущий проконсул Южной Африки, опытный колониальный чиновник Бартл Фрер.
По возвращении он представил доклад, где в целом положительно оценивал затею бельгийского монарха. Однако этот доклад вызвал неудовольствие министра колоний лорда Карнарвона, с большим подозрением относившегося к активности других европейских держав в Африке южнее экватора – ещё и бельгийской колонии ему неподалеку от бунташных бурских республик не хватало.
Именно в письме Фреру Карнарвон в декабре 1876 года набросает свою программу: "Мне не хотелось бы, что кто-то слишком приближался бы на юге к Трансваалю, который будет нашим, или на севере к Египту и зависимым от него странам… Я не понимаю, почему глядя на опыт, который мы уже имеем с английской жизнью в тропиках, Замбези должна считаться границей британской колонизации. В значительной части, если не целиком, мы должны быть готовы принять что-то вроде доктрины Монро для большей части Африки".
А для публики Карнарвон поручил юристу министерства Малколму подготовить официальный доклад по поводу общества, что тот и сделал вместе с известным специалистом по международному праву Генри Трейном. Доклад извещал публику, что существование такой организации, не подконтрольной избранным властям, несёт огромные риски и "может привести к ужасающим злодеяниям". В частном же порядке Трейн прямо писал, что "я не могу представить себе более хитроумно разработанную схему для уничтожения всех наших предприятий в Африке".
До бурной деятельности Кейсмента, Гиннеса и Морела по разоблачению преступлений бельгийского империализма в Конго в начале ХХ века оставалось четверть века.