Не раз уже писал про сохранявшуюся до 1871 года в британской армии практику продажи офицерских патентов. Во всех работах обычно повторяют, что звания продавались и покупались в пехоте и кавалерии, и не продавались в артиллерии и инженерах.
Из книги Саттона выяснил, что была ещё одна часть британской армии, офицерские звания в которой продавались и покупались. Та, что на протяжении XIX столетия постоянно реформировалась и переименовывалась, к 1870-м носила имя Комиссариат и транспортный департамент, и была, выражаясь современным языком, ответственна за логистику британской армии на поле боя.
После данного открытия у меня больше нет вопросов, почему в ходе военных кампаний британской армии тех времён в данной области царил ад – за исключением редких случаев, когда главком, как Веллингтон, понимал важность логистики и держал это дело под пристальным личным контролем.
Другой факт касается военных реформ Кардуэлла. Знал, что когда в 1874 консерваторы вернулись к власти, они, несмотря на всё крики о "разрушении доблестной веллингтоновской армии", не стали ничего из нововведений либералов отменять – просто остановили процесс реформ. Выяснилось, что одну из реформ Кардуэлла они всё же отменили – созданный в 1871 году контрольный департамент военного ведомства, укомплектованный гражданскими чиновниками казначейства, призванный контролировать эффективность использования средств, был распущен в 1875 году.
И во время второго раунда военных реформ, при Чайлдерсе в начале 1880-х, воссоздавать контрольный департамент либералы не стали.