Традиционные праздники Мьянмы отмечаются по лунному календарю, так что их даты год от года меняются. В этом году Тинджан пришёлся на 13-16 апреля, мьянманский новый год – на 17 апреля, за ним следует ещё 3 дня выходных, новогодние каникулы по-мьянмански. А 29 апреля был Касон – годовщина рождения, просветления и ухода в нирвану Будды.
Символом праздника в Мьянме являются желтенькие цветочки птерокарпуса, именуемого падауком.

Эти цветочки встречали в зале прилёта аэропорта Янгона и в салоне "Айр КБЗ", которым летел в Хехо.
Ими мьянманские девушки украшали свои причёски, букетики стояли на ресепшенах отелей, столиках кафе, кассах супермаркетов, лобовых стёклах машин. Падаук – цветок праздника.

А затем настал Тинджан, водный фестиваль. И началось водное безумие. Водой обливают всех подряд. Хотя есть специальные площадки у главных дорог и перекрёстков со сценами, где гремит музыка, облить вас могут и из проезжающей мимо вас машины и с веранды дома, мимо которого вы проходите, и просто окатить водой из шланга из соседнего сада.
Короче в любом месте и без какого-то либо предупреждения. Да и некоторые иностранцев присоединяются к безумию и весело бегают по улицам с игрушечными водяными пулеметами. Единственные, кого обливать нельзя – это буддийские монахи.

Интенсивность обливания нарастает с каждым часом. Начинают обливаться с утра дети поменьше, к полудню этим занимаются подростки, к вечеру за дело берутся юноши, а после наступления темноты могут обливаться и перебравшие алкоголя вполне взрослые мьянманцы. Пика водное безумие достигает вечером последнего 4-го дня, когда вода льётся потоком везде.

Передвижение по городу в Тинджан превращается в квест – как пройти из пункта А в пункт Б, замочившись по минимуму (совсем сухим остаться нельзя никак).
И если при ходьбе вы можете как-то строить маршрут, обходить поливальщиков переулками или по храмовой территории. Если при движении на поезде можно просто при приближении к населённому пункту опустить стекло. То при передвижении на мототакси шансов увернуться нет никаких.

Местные и туристы активно скупают пластмассовые пакетики на веревочках, в которые кладут смартфоны, дабы уберечь их от воды.
Единственный плюс всего действия – у обливалочных площадок обычно готовят и тут же угощают всех совершенно бесплатно монт лет саун – тарелочки с шариками из клейкого риса, смешанного с кунжутом, тростниковым сиропом и кокосовым молоком.

Наконец-то Тинджан закончился, в его последний день сказал хозяйке гестхауза в Кало, что завтра хочу ехать дальше, но получил ответ, что бесполезно – в Новый год из транспорта ходит только поезд. И это оказалось совершенно верно.
После шума Тинджана Новый год и правда оказался совершенно мёртвым днём, с утра вообще не работало практически ничего, только после обеда стали открываться часть кафешек и магазинчиков – но далеко не все. Так что отъезд из Кало пришлось отложить на сутки.

Утром в первый день Нового года главный телеканал страны транслировалось торжественное заседание парламента, на котором депутаты щеголяли в праздничных национальных одеждах. Представьте себе трансляцию заседания Госдумы по "Первому" утром 1 января – и поймёте уровень различия в менталитете. :)
В целом, мой совет, планировании путешествия в Мьянму избегать Тинджана и местных новогодних каникул.
А вот Касон прошёл сравнительно тихо, разве что во всех пагодах народа было больше обычного, да по улицам ездили кавалькады машин, украшенные как сказочные повозки – такие вот "крёстные ходы" по-местному.

1 мая, выйдя из гестхауза в центре Янгона, первым делом заметил, что повсюду торгуют цветками падаука. Сразу понятно, в Мьянме снова праздник – День труда.
В принципе, каких-то особенностей празднования Первомая (как, к примеру, в коммунистической Колкате) заметить не удалось. В этот день, как и в другие праздничные дни, мьянманцы украшали дома, машины и женские прически желтенькими цветочками и отправлялись в храм.

Так что в следующий раз рассказу о народном буддизме мьянмацев.