Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Category:

Мьянма – транспорт воздушный и железнодорожный

После рассказа о въезде и технической информации расскажу о транспорте Мьянмы.

Из-за больших размеров страны, отвратительного состояния автодорог и различных ограничений на передвижения иностранцев в районах действия сепаратистов, без авиаперелётов при путешествии по Мьянме никак не обойтись. К счастью, и тут в последние годы произошли зримые улучшения.

Времена, когда по Мьянме летали старые советские и китайские машины с ужасающим списком авиапроишествий, остались в прошлом. Ныне на внутренних линиях летают новенькие АТР-72 государственной "Мьянма Эйрвейс" и различных частных компаний. Прошлогодний "ЛП" рекомендовал из них "Эйр Баган" и "Эйр Мандалай", но они уже обанкротились. Так что я рекомендую "Эйр КБЗ".

Также за последний год исчезли и проблемы с покупкой билетов. У основных авиакомпаний они теперь спокойно покупаются на сайтах с оплатой карточками. Цены, правда, высоковаты – в среднем перелёт стоит немногим более 100 долларов, а в дальние места вроде Путао – более 150 долларов.

По основным маршрутам самолёты летают часто, отмены и переносы случаются, так что предпочтительнее брать утренние рейсы. Обычно летают сложными маршрутами с промежуточными посадками.
Сам перелёт никаких особенностей не содержит, разве что до мьянманских авиакомпаний ещё не добралась лоукостерная революция, поэтому даже на часовом перелёте из Янгона в Хехо немного кормили!!!

Мьянма обладает достаточно широкой железнодорожной сетью, доставшейся в наследство от британских колонизаторов, которой ныне управляет государственная "Мьянма Рэйлвейс". На каждой из линий минимум 1 поезд в день будет, а на маршрутах Янгон-Мандалай, Мандалай-Мьичина и Янгон-Моулмейн в день проходит до 4 поездов.

В последние годы мьянманские железные дороги во всю оптимизируются, так что избавились от убыточного наследия диктаторского прошлого с его роскошными поездами колониальной эпохи.
Ныне есть следующие виды пассажирских вагонов:
Слиппер – напоминает советские купейные вагоны, купе двухполочное, на 4-х человек.

Аппер класс – мягкие откидывающиеся кресла с выдвигающимися раскладными столиками, по схеме 2х1 или 2х2, с вместительными багажными полками сверху.

Ординар – обычные деревянные сиденья, 4 места в ряду.

Первый класс – то же самое, но сиденья обиты поролоном и тканью.

Так же на вокзале Янгона заметил новенькие китайские бело-зелёные вагоны ординара, видимо более комфортабельные.

Большинство вагонов в поезде всегда ординары, большинство поездов включают ещё вагоны аппера в соотношении 1:3. На некоторых маршрутах вместо апперов бывают вагоны первого класса.
Слипперы имеются на поезде Янгон-Баган, и на одном из 4-х поездов Янгон-Мандалай и Мандалай-Мьичина. Но только в высокий сезон, в низкий сезон их зачастую не бывает. Поэтому мне пришлось ехать ночным поездом из Мандалая в Янгон в ординаре.

Билет на поезд можно купить только в кассах на вокзале, со станций отправления за пару-тройку дней, на промежуточных станциях билеты продают за полчаса до прибытия, видимо по получению информации с предыдущей станции. Расписание на станции обычно висит.

В принципе, ничего сложного нет, на английском в кассах обычно худо-бедно говорят (или позовут кого-то). Для покупки билета обязательно нужен паспорт, билет выписывается на бланке вручную.
Цены в моём случае: Швеньян-Кало (аппер) – 1200 кьят, Пин О Лвин-Гоктейк (аппер) – 1600 кьят, Мандалай-Янгон (ординар) – 4500 кьят.

Поезд подаётся где-то за час, никакого контроля билетов на станции или при входе в вагон нет. Просто находите свой вагон и садитесь на своё место. Первая часть может представлять проблемы.

Названия класса на вагонах пишется на-английском, но вот номер вагона обозначается мьянманскими цифрами, и не всегда он вообще имеется.
В таких случаях на платформе надо найти доску, где мелом пишется время отправления – там обычно показана и комплектация состава с номерами вагонов вот таким образом –

Проще конечно же поймать одного из ходящих по платформе работников железной дороге в белых рубашках и чёрных брюках, и с их помощью найти свой вагон.
К счастью, внутри вагона таких проблем нет – номера мест обозначены европейскими цифрами. Но при посадке на промежуточных станциях зачастую помощь работника железной дороги потребуется, чтобы согнать со своего места развалившегося там спящего мьянманца.

Окна обычно открыты для проветривания, от солнца прикрываются опускаемыми решётчатыми экранами.
Да, двери вагонов и между вагонами также не имеют привычки закрываться.

При движении на большой скорости (свыше 20 км/ч) вагоны начинает отчаянно раскачивать из стороны в сторону, так что ходить по вагону становится крайне затруднительно.

Пару раз по поезду проходят контролёры, проверяют билеты и ставят закорючки. На выходе со станции билет надо сдавать, но это опционально. Ещё периодически проходят сотрудники железнодорожной полиции в форме с автоматами.
Во всех типах вагонов имеются в начале и конце туалеты и умывальники, довольно раздолбанные и нередко толком незакрывающиеся, один из туалетов – европейского типа, другой – азиатского "дырка в полу".

На маршруте Янгон-Мандалай в состав включается вагон-ресторан, парни из него регулярно проходят, предлагая еду и питье. Стандартная железнодорожная еда в виде макарон или риса со специями и добавками в пластиковой коробочке с палочками стоит 2500 кьят.
Также по поезду постоянно курсируют торговки с корзинам на голове, выкрикивающие название своего товара – продают еду, напитки, фрукты.

Ещё один практический совет – при движении поезда высовывайтесь из окна осмотрительно, ибо растительность вдоль дороги никто не обрезает и она имеет привычку обламываться о поезд.

Вывод – мьянманские поезда, конечно, могут поразить неискушённого путешественника, но для человека, немало поездившего железными дорогами Индии и Египта, ничего особого не представляют. Выгодно отличаются от этих двух стран, что стараются придерживаться расписания, поезда не отменяют и опоздания даже на маршруте Янгон-Мандалай не превышают получаса.

В следующий раз речь пойдёт о транспорте колёсном.
Tags: Мьянма, технология путешествий
Subscribe

  • Чтение в субботу вечером – цитаты из Порча

    Прочитал The Wars of Empire американского военного историка Дугласа Порча о колониальных войнах XIX – начала ХХ столетия. Конечно, как и во всякой…

  • Гибель принца Империи

    В дополнение к статье о втором вторжении британцев в Зулуленд и битве при Улунди, рассказываю, по просьбам читателей, об одном инциденте, имевшем…

  • Для чтения

    Новая статья на варспоте - про угон израильтянами катеров из Шербура в 1969-м. Авторское название "День, когда Франция узнала значение слова "хуцпа"…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments