Пока шли сражения за Скарду, Ле, Каргил и Зоджи-Ла, в самом "медвежьем углу" региона – Занскаре – разворачивалась своя война.
Занскар – замкнутый регион на юго-западе загималайской части Кашмира, пара долин среди высоких гор, куда можно попасть только несколько месяцев в году, через высокие перевалы из Каргила, Ладака или Лахаула. Его преимущественно дардское буддийское население издревле существовало в изоляции даже от ближайших соседей, и только в XIX веке Занскар стал открываться миру.
Центром региона было селение Падум с 700 жителей, подавляющее большинство которых составляли переселившиеся в последнее десятилетие из Кашмирской долины мусульмане-сунниты, контролировавшие всю внешнюю торговлю Занскара.
После захвата Каргила взвод Гилгитских скаутов под командованием субедара Мохаммада Ясина в конце июля прибыл в Падум, тепло принятый местными мусульманами и объявил о присоединении Занскара к Пакистану. Некоторые буддисты, вроде старших монахов Бакула Римпоче и Стагна Римпоче, бежали через перевал в Лахаул. Но большинство не обратили особого внимания на смену власти. Местный староста Карша Зайдар, собиравший дары для ежегодных визитов ладакского вазира и снабжавший его едой и носильщиками, согласился то же делать и для гилгитских скаутов. Тем более, что субедар Ясин всячески заверял в своей веротерпимости.
В сентябре произошли первые бои. Бежавшие в Лахаул занскарцы обратились за помощью к местному тхакуру (помещику) Пратап Чанду, отставному капитану армии и родному брату "спасителя Ладака" Притхи Чанда. Он набрал около трёх десятков отставных солдат из местных буддистов-лахаули и вместе с несколькими беглецами выступил в Занскар. Своевременно предупреждённый субедар Ясин выступил из Падума навстречу с полусотней скаутов, после короткой перестрелки в узком ущелье отряд Пратапа Чанда был рассеян и отступил в Лахаул.
Скауты, почувствовав свою власть, установили новые налоги, требуя с каждого дома по 5 овец и 10 килограмм масла, а также столько чанга (ячменного пива), сколько они захотят. Многие селяне бежали на горные пастбища от новой власти. Тут ещё при не совсем ясных обстоятельствах погиб Карша Зайдар, бывший посредником между пришельцами и местными.
Вести о происходящем в Занскаре достигли Ле, кашмирский чиновник Шридхар Кауль, бежавший из Скарду и сыгравший большую роль в обороне Ле, активно поднимал вопрос о помощи занскарским буддистам, страдающим под игом мусульман, писал письма премьер-министру Неру.
В самом конце октября 1948 года из Ладака подошёл взвод гуркхов, после короткой перестрелки в ущелье Чадар скауты отступили из Карши в Падум, население Карши радостно встречало индийских солдат. Они направились в центральную долину Занскара, скауты с несколькими десятками местных мусульман окопались в горном монастыре Стагримо над Падумом. Следующие полгода гуркхи сидели в Падуме, а скауты – в монастыре, пережидая зиму. Никаких столкновений не происходило, а население исправно снабжало и тех и других.
Развязка наступила только в мае 1949 года, когда из Каргила в Падум прошли две сотни ладакских ополченцев во главе с Цевангом Риндцином, они принесли и весть об окончании войны. Субедар Ясин и скауты сдались и были отправлены в Пакистан. Вместе с ними из Падума выслали в Пакистан, зачастую против из воли, и большинство местных мусульман.
Эти события и стали финальной точкой первой индо-пакистанской войны.
Занскар – замкнутый регион на юго-западе загималайской части Кашмира, пара долин среди высоких гор, куда можно попасть только несколько месяцев в году, через высокие перевалы из Каргила, Ладака или Лахаула. Его преимущественно дардское буддийское население издревле существовало в изоляции даже от ближайших соседей, и только в XIX веке Занскар стал открываться миру.
Центром региона было селение Падум с 700 жителей, подавляющее большинство которых составляли переселившиеся в последнее десятилетие из Кашмирской долины мусульмане-сунниты, контролировавшие всю внешнюю торговлю Занскара.
После захвата Каргила взвод Гилгитских скаутов под командованием субедара Мохаммада Ясина в конце июля прибыл в Падум, тепло принятый местными мусульманами и объявил о присоединении Занскара к Пакистану. Некоторые буддисты, вроде старших монахов Бакула Римпоче и Стагна Римпоче, бежали через перевал в Лахаул. Но большинство не обратили особого внимания на смену власти. Местный староста Карша Зайдар, собиравший дары для ежегодных визитов ладакского вазира и снабжавший его едой и носильщиками, согласился то же делать и для гилгитских скаутов. Тем более, что субедар Ясин всячески заверял в своей веротерпимости.
В сентябре произошли первые бои. Бежавшие в Лахаул занскарцы обратились за помощью к местному тхакуру (помещику) Пратап Чанду, отставному капитану армии и родному брату "спасителя Ладака" Притхи Чанда. Он набрал около трёх десятков отставных солдат из местных буддистов-лахаули и вместе с несколькими беглецами выступил в Занскар. Своевременно предупреждённый субедар Ясин выступил из Падума навстречу с полусотней скаутов, после короткой перестрелки в узком ущелье отряд Пратапа Чанда был рассеян и отступил в Лахаул.
Скауты, почувствовав свою власть, установили новые налоги, требуя с каждого дома по 5 овец и 10 килограмм масла, а также столько чанга (ячменного пива), сколько они захотят. Многие селяне бежали на горные пастбища от новой власти. Тут ещё при не совсем ясных обстоятельствах погиб Карша Зайдар, бывший посредником между пришельцами и местными.
Вести о происходящем в Занскаре достигли Ле, кашмирский чиновник Шридхар Кауль, бежавший из Скарду и сыгравший большую роль в обороне Ле, активно поднимал вопрос о помощи занскарским буддистам, страдающим под игом мусульман, писал письма премьер-министру Неру.
В самом конце октября 1948 года из Ладака подошёл взвод гуркхов, после короткой перестрелки в ущелье Чадар скауты отступили из Карши в Падум, население Карши радостно встречало индийских солдат. Они направились в центральную долину Занскара, скауты с несколькими десятками местных мусульман окопались в горном монастыре Стагримо над Падумом. Следующие полгода гуркхи сидели в Падуме, а скауты – в монастыре, пережидая зиму. Никаких столкновений не происходило, а население исправно снабжало и тех и других.
Развязка наступила только в мае 1949 года, когда из Каргила в Падум прошли две сотни ладакских ополченцев во главе с Цевангом Риндцином, они принесли и весть об окончании войны. Субедар Ясин и скауты сдались и были отправлены в Пакистан. Вместе с ними из Падума выслали в Пакистан, зачастую против из воли, и большинство местных мусульман.
Эти события и стали финальной точкой первой индо-пакистанской войны.