Более века армия сначала Ост-Индской компании, а затем британская Индийская армия имела двойную систему командования: британские офицеры и туземные (позднее вице-королевские) офицеры.
Вице-королевские офицеры назывались так потому, что их патент подписывал не суверен, а вице-король. Имелось три ранга: джемадар, субедар и субедар-майор (в кавалерии вместо субедаров были рисальдар и рисальдар-майор). Джемадары и субедары обычно были командирами взводов, субедар-майор и рисалдар-майор (для получения данного звания надо было прослужить минимум 20 лет) являлись консультантами британского офицера, командовавшего ротой. Продвинутся выше индийцы не могли, разве что получить при отставке звание почётного лейтенанта или капитана.
К 1914 году в каждом пехотном батальоне или кавалерийском полку Индийской армии было 12-15 британских офицеров и 18-20 вице-королевских. Ежегодно около 60 выпускников Сандхёрста отправлялось служить в Индию.
Идеи начать готовить из индийцев настоящих офицеров выдвигались начиная с 1880-х, как британскими военными, так и вице-королевской администрацией, но в итоге откладывалась на потом.
Ситуацию изменила Первая мировая война. В 1918 году, в связи с большими потерями офицеров, отличившимся вице-королевским офицерам индийских частей стали присваивать офицерские звания, индийским студентами британским университетом стали принимать на офицерские курсы, а в Индоре (современный штат Мадхья-Прадеш) было создано военное училище для подготовки офицеров.
Показательна судьба одного из первых индийских генералов, Аджита Анила Рудры. Он был студентом Кембриджа и в 1915 году пытался поступить на офицерские курсы, но ему было отказано. Тогда он пошёл во 2-й батальон Королевских фузилёров, участвовал в битве на Сомме, был ранен, дослужился до сержанта и в 1918-м все-таки поступил на офицерские курсы. Но не успел их закончить и после окончания войны отправлен доучиваться в училище в Индоре.
Военное училище в Индоре дало всего один выпуск в 1920 году, среди офицеров которого были Рудра и будущий первый индийский главком армии фельдмаршал Кариаппа.
Так как в ходе реформ Монтегю-Челмсфорда с 1920 года Индия получила квоту в 10 мест ежегодно в Сандхёрсте, училище в Индоре было закрыто.
Индизация Индийской армии началась. Для обучения в Сандхёрсте преимущественно отбирались сыновья вице-королевских офицеров из числа "воинских рас", было и несколько выпускников университетов. В 1922 году было создан военный колледж принца Уэльского в Дехрадуне (современный штат Уттаракханд), готовившее кандидатов для поступления в Сандхёрст.
По завершении 18-месячного курса выпускник направлялся на годичную стажировку в один из британских батальонов, дислоцированных в Индии. Через год становился полноценным офицером и направлялся на постоянную службу в один из индийских пехотных батальонов или кавалерийских полков.
Индийцы составили категорию "королевских индийских офицеров", которая отличалась от обычных британских офицеров только одним – при службе в Индии им не полагалась доплата за заграничную службу. Теоретически они также могли командовать британцами, но, разумеется, на практике для британских офицеров ситуация, что ими будет командовать офицер-индиец относилась к ненаучной фантастике.
Во-многом, чтобы не допустить такой ситуации даже теоретически, главком Индийской армии фельдмаршал Генри Роулисон в 1923 году выделил 8 подразделений, в которых только и могли служить индийские офицеры. Это были 6 пехотных батальонов (2-й 1-го Пенджабского, 5-й 5-го Маратхской лёгкой пехоты, 1-й 7-го Раджпутского, 1-й 14-го Пенджабского, 4-й 19-го Хайдарабадского, 2-й 1-го Мадрасского пионерского) и 2 кавалерийских полка (7-й и 16-й легкокавалерийские).
В этих полках британские офицеры продолжали служить, но новые офицеры в них назначались только из числа индийцев. Хотя отдельным индийским офицерам (как тому же Рудре) успешно удавалось влиться в коллектив, благодаря высокому образовательному уровню или спортивным достижениям, в подавляющем большинстве случаев индийские и британские офицеры одного полка фактически образовывали замкнутые сообщества, контактировавшие исключительно по службе.
Ещё существовало негласное правило не отправлять офицеров служить в полки, укомплектованные представителями того же "воинского класса". То есть офицер-сикх отправлялся командовать мусульманами, а офицер-пуштун – дограми и т.п. Ряд авторов полагает, что причина была в предотвращении мятежей, но есть и интересная точка зрения, что это связано с тем, что британцы верили, что солдаты будут неохотно подчиняться офицеру из другого "класса", и это даст основание провалить всю индизацию. Практика доказала ошибочность этой веры.
С 1928 года квота для индийцев в Сандхёрсте увеличена до 24 мест в год, также введены квоты по 6 мест в год для индийцев в Королевскую военную академию в Вулидже (подготовка инженеров и артиллеристов) и колледж Королевских ВВС в Кранвелле.
Всего с 1920 по 1931 год Сандхёрст выпустил ровно 100 офицеров-индийцев. Учились индийцы хорошо, нередко были лидерами по оценкам в классе, но часто были вынуждены бросать учёбу – из-за тоски по родине, расизма британских одноклассников или материальных обстоятельств. За обучение, разумеется, платило правительство Индии, но вот жить в Англии кадетам приходилось за свой счёт.
Поэтому требование создания собственной военной академии стало одним из важных для националистов. В 1930 году власти согласились. Для размещения академии был выбран Дехрадун – не из-за того, что там было военный колледж, а потому, что в 1930-м по финансовым причинам закрылся местный железнодорожный колледж, так что 155 акров его территории со всеми зданиями передали армии.
В октябре 1932 года Индийская военная академия в Дехрадуне приняла первых кадетов. Всё скопировали с Сандхёрста, даже даты вступительных экзаменов – третьи понедельники марта и октября. Лишь через несколько лет даты передвинули на более подходящие в местных погодных условиях февраль и август.
Каждые полгода было доступно 40 мест: 15 – для выпускников военного колледжа, 10 – для кандидатов из туземных княжеств, 15 – для открытого конкурса. Для поступления требовалась рекомендация от местного чиновника, полицейского офицера или правителя туземного княжества (для выпускников военного колледжа – его директора).
Подавляющее большинство были сыновьями вице-королевских офицеров или гражданских чиновников из числа "воинских рас". Подполковник Кандит, поступивший в 1934-м, вспоминал, что 40 % его класса были мусульманами, 30 % сикхами, остальные дограми, джатами и маратхами, и он как мадрасец был единственным не из "воинских классов".
Учились 30 месяцев – программу расширили общеобразовательными предметами, чтобы подтянуть выпускников к уровню британских выпускников Сандхёрста, в большинстве кончавших престижные частные школы. Выпускники получали патент "индийского офицера", дававший право командовать только в частях Индийской армии. Но тут особого расизма не было – такое же правило существовало и для выпускников военных академий белых доминионов (Канады, Австралии).
Среди первого выпуска академии в Дехрадуне ("Пионеров") оказались люди, которые после независимости командовали армиями трёх стран (Сэм Манекшав – Индии, Мохаммед Муса – Пакистана, Смит Дун - Бирмы).
Артиллеристов, сапёров и лётчиков продолжали учить в Вулидже и Кранвелле.
В связи с расширением числа индийских офицеров в 1933 году к прежним 8-ми индизированным частям добавились ещё 8 – 7 пехотных батальонов (5-й 2-го Пенджабского, 5-й 6-го Раджпутанских стрелков, 5-й 8-го Пенджабского, 5-й 10-го Белуджского, 5-й 11-го Сикхского, 4-й 12-го Фронтир Форс, 6-й 13-го Фронтир-Форсных стрелков) и 3-й кавалерийский полк. С исключительно индийским офицерским составом создавалась в 1935 года индийская артиллерия.
При этом индийцев не допускали к службе в штабе и разведке Из индизации исключались гуркхские полки, вплоть до независимости офицерами в них служили только британцы.
К началу Второй Мировой войны в 1939 году только два индийца достигли звания майора. В 7-м легкокавалерийском полку из 20 офицеров 14 были индийцами, во 2-м батальоне 1-го Пенджабского полка из 27 офицеров – 21 индиец.
Академия в Дехрадуне до мая 1941 года выпустила по полной программе 535 офицеров.
Но с февраля 1940 года её перевели на ускоренную подготовку офицеров военного времени. Курс сокращён до 6 месяцев, помимо индийских курсов было 8 британских. До января 1946 года по таким курсам академия выпустила 3013 индийцев и 727 британцев.
Кроме того, было открыто три дополнительных курса обучения офицеров за 4-5 месяцев – в Мхау (современный Амбедкарнагар в штате Мадхья-Прадеш), Бангалоре и Белгауме (современный штат Карнатака). Первоначально они открыты для британцев, проживающих в Индии, но позднее на них стали готовить преимущественно индийцев, выпустив за годы войны более 10 тысяч офицеров.
К концу войны в Индийской армии служили 36 438 британских офицеров и 15 741 индийский офицер. В условиях войны схема 8+8 была заброшена.
Независимость приближалась…