Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Categories:

Аллен Поуп – скромный рыцарь антикоммунизма

На варспоте вышла статья о "товарищеской войне" в Индонезии в конце 50-х годов, ставшей одним из громких провалов ЦРУ. У себя расскажу про самого известного её героя.

Уроженец Майами Аллен Лоуренс Поуп после окончания университета Флориды присоединился к ВВС США и отправился на Корейскую войну. Пилотируя Б-26, он совершил 55 боевых вылетов и заслужил Крест лётных заслуг. После войны в 1953 году Поуп покинул ВВС и стал работать в родной Флориде лётным инструктором. Он женился, но в силу довольно неуживчивого характера, довольно быстро развёлся.

В марте 1954 года старший лейтенант Поуп подписал контракт с компанией "Гражданский авиатранспорт" (CAT) – авиакомпанией, созданной ЦРУ для проведения тайных операций. И стал одним из пилотов шестёрки С-119, совершавший сбросы осаждённому французскому гарнизону Дьенбьенфу. 6 мая он совершил одни из последних сбросов.
После завершения войны Попу покинул САТ, работал гражданским пилотом в Сайгоне, затем вернулся в ряды ВВС США, служил на базе Кларк-Филд на Филиппинах, снова женился.

На Филиппинах его и нашла ЦРУ, когда занялась созданием Революционных ВВС Индонезии в поддержку повстанцев "Перместры". 21 апреля 1958 года майор ВВС Поуп подписал контракт с САТ на 120 дней с оплатой в 10 тысяч долларов в месяц. 27 апреля он прибыл на аэродром Мапангет под Манадо, и уже на следующий день совершил первый боевой вылет на Б-26, окрашенном в чёрный цвет без опознавательных знаков.

Среди повстанцев Поуп быстро завоевал репутацию нахального и бесстрашного пилота, на грани полного безрассудства, именно с его именем связано большинство смелых операций повстанческих ВВС. Ещё Поуп был на ножах с другим американским пилотом САТ Уильямом Билом, который позднее погиб во время операций ЦРУ в Лаосе.

Утром 18 мая 1958 года Поуп совершал очередной налёт на Амбон. Возвращаясь назад, он увидел военный конвой правительственных сил, направлявшийся из Амбона к Сулавеси, и атаковал его. Этой задержки хватило, чтобы Поупа настиг правительственный П-51, поднявшийся с авиабазы Лианг на другой стороне Амбонской бухты. Пилотировавшему его 28-летнему капитану Игнатиусу Деванто предстояло одержать первую и, на сегодняшний день последнюю, воздушную победу в истории ВВС Индонезии.

Пулемётная очередь повредила правое крыло Б-26, самолёт загорелся и начал падать. Поуп и его индонезийский напарник Ян Харри Рантунг выпрыгнули с парашютом, при этом Поуп сильно ударился об обшивку самолёта и сломал правую ногу. Они смогли добраться до берега небольшого островка Хатала западнее Амбона, где из взяли в плен индонезийские моряки.

Вопреки строжайшим указаниям ЦРУ, при Поупе были документы, свидетельствующие о том, что он и 7 других пилотов ВВС США временно переводятся с военной службы в САТ. Хотя, разумеется, официальный Вашингтон незамедлительно открестился от Поупа, американский посол Джонс назвал его "безрассудным солдатом удачи".

Поупа держали на вилле на горном курорте Калиуранг около Джакарты полтора года, прежде чем 28 декабря 1959 года он предстал перед индонезийским военным судом. Ему вменялась гибель 23 человек в ходе 6 разных налётов на Амбон. На суде Поуп держался уверенно, заявил, что "с 20 лет сражался с монстром мирового коммунизма в Корее и Вьетнаме" и "по собственной воле готов сражаться за свободу любой страны, которой угрожает коммунистическая деспотия". 29 апреля 1960 года ему вынесли смертный приговор. Затем были два года закулисного торга, в ходе которого Поуп продолжал жить на вилле в Калиуранге.

В итоге индонезийцы обменяли Поупа на 10 С-130 "Геркулесов" и 2 июля 1962 года Поуп вернулся в США.

Снова пытался жить гражданской жизнью в Майами, но довольно скоро и вторая жена (приезжавшая в Индонезию поддержать его) развелась с ним из-за "ужасного характера и склонности к рукоприкладству". В 60-80-е годы Поуп работал на другую контору ЦРУ, "Южный авиатранспорт" (SAT), участвовал в различных тайных операциях ЦРУ в Латинской Америке.

В феврале 2005 года Франция наградила Поупа и 6 других бывших американских пилотов САТ, участвовавших в битве за Дьенбьенфу – они стали Кавалерами Ордена Почётного Легиона. На вручение наград во французском посольстве 76-летний Поуп сказал: "Я – борец с коммунизмом, солдат Холодной войны. Я родился и вырос, чтобы сражаться с коммунизмом". Вспомнил он и свой индонезийский опыт: "Они сказали нам, что Индонезия погружалась в коммунизм. Но мы выбили из них это дерьмо. Мы убили тысячи коммунистов, хотя, наверное половина из них даже не знало, что такое коммунизм".

Умер ветеран Холодной войны в мае 2008 года.
Tags: Индонезия, США, исторические портреты
Subscribe

  • Реплика о внутреннем туризме

    В текущем году, впервые за последнее десятилетие, не выезжал из России. Но в соответствии с одной пословицей "добром" стала интенсификация…

  • Статистика отказов в визах США – 2019 год

    С небольшим запозданием традиционно рассматриваю единственно-верный, честный и беспристрастный рейтинг стран мира по уровню жизни, безопасности,…

  • Визовые новости – 2019

    По традицию подвожу итоги изменений визовой политики для россиян за год. Временный безвиз с Тайванем продлён ещё на год, до 31 июля 2020 года, при…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Реплика о внутреннем туризме

    В текущем году, впервые за последнее десятилетие, не выезжал из России. Но в соответствии с одной пословицей "добром" стала интенсификация…

  • Статистика отказов в визах США – 2019 год

    С небольшим запозданием традиционно рассматриваю единственно-верный, честный и беспристрастный рейтинг стран мира по уровню жизни, безопасности,…

  • Визовые новости – 2019

    По традицию подвожу итоги изменений визовой политики для россиян за год. Временный безвиз с Тайванем продлён ещё на год, до 31 июля 2020 года, при…