Впервые о том, что Индонезия может вернуть себе Западную Новую Гвинею силой упомянул в 1952 году премьер-министр страны Али Састроамиджоджо.
Тогда же начинаются и первые проникновения партизан с целью поднять папуасов на восстание против "колониального гнёта".
В январе 1952 года 28 папуасов высадились с лодки на острове Гап у западного побережья Новой Гвинеи, полиция переловила их за несколько дней. Та же судьба ждала и группу, высадившуюся годом позже у Кайманы.
Следующая попытка в 1954-м была подготовлена лучше – 42 папуаса и индонезийца на этот раз получили оружие. Высадившись с лодок у Кайманы, они смогли похитить и отправить в Индонезию голландского полицейского сержанта ван Крейкена. В итоге отряд окружили голландские морпехи, в бою 11 партизан убито, остальные взяты в плен. Через 4 года их обменяют на ван Крейкена через Сингапур.
Главное, что обнаружилось в данных рейдах – местные не горели желанием восстать, а наоборот, сдавали "освободителей" представителям властей.
На какое-то время попытки прекратились, Индонезия пыталась решить проблему дипломатическим путём. А главное, вооружённые силы Республики были отвлечены на подавление многочисленных сепаратистских движений, активно поддерживаемых рядом западных спецслужб, в том числе и голландскими.
К началу 60-х с сепаратистами и исламистами было покончено и Индонезия смогла сосредоточится на ирианских делах.
В начале 1960 года создаётся специальная межведомственная рабочая группа во главе с заместителем начальника генштаба полковником Магендой. Она готовит два варианта дальнейших операций: возобновление засылки партизан (план А) и широкомасштабное вторжение с использованием регулярных армейских подразделений (план Б).
Министр обороны Насутион, на словах декларируя готовность армии завоевать Ириан силой, в частном порядке неизменно предупреждал президента Сукарно, что вооружённые силы не готовы к полномасштабному противостоянию с Голландией, превосходство голландцев на море и в воздухе обрекает любую полномасштабную десантную операцию на поражение, к тому же это может привести к вмешательству в конфликт если не США и блока СЕАТО, то точно уж Австралии.
Так что решено начать осуществление плана А, при этом активизировав перевооружение армии. К подготовке партизан привлекли индонезийский спецназ – будущий Копассус в то время назывался РПКАД (Ресимен Пара Командо Анкатан Дарат – армейский полк пара-коммандос).
Летом 1960 в лагере РПКАД на Западной Яве было собраны несколько десятков папуасов из различных частей индонезийской армии. Они получили гордое имя "Пасукан герилья-100" ("Партизанские силы-100") или сокращённо ПГ-100, отряд возглавил лейтенант-ирианец Хенки Антарибабо.
После двух месяцев подготовки отряд был переброшен на острова Ару – эта небольшая группа коралловых атоллов в сотне километров от южного побережья Новой Гвинеи в следующие годы станет одной из главных баз индонезийских атак. Затею сразу преследовали неудачи – сломался мотор на лодке и пришлось месяц ждать, пока с Явы привезут новый.
9 ноября 1960 ПГ-100 в составе 23 человек наконец покинула Ару. Тремя днями позже папуасы известили голландские власти о высадке на отдалённом пляже на южном побережье около горы Буру нескольких десятков вооружённых людей в зелёной форме. Два взвода голландских морпехов 4 месяца охотились за ними в джунглях. В итоге 7-ро убиты, остальные 16 взяты в плен.
Пока происходили эти события, индонезийцы занимались наращиванием вооружённых сил.
Уже в начале 1958 года были подписаны первые соглашения о поставках лёгкого стрелкового оружия с Чехословакией и Польшей. В 1959-м – соглашения с СССР по поставкам подлодок и эсминцев.
В течение 1960 года министр обороны Насутион объехал множество столиц – от Алжира и Токио до Вашингтона и Лондона.
В январе 1961 года Насутион и главком ВВС Сурьядарма прибыли в Москву и подписали соглашения о поставках оружия на льготных условиях на общую сумму в 450 миллионов долларов. Насутион заявил: "После того, как Запад отказал нам в тяжёлом вооружении, мы обратились к Востоку".
Советское оружие потекло рекой в Индонезию.
Поразительной метаморфозе подверглись ВВС, превратившись из пёстрого сборища поршневых самолётов времён Второй Мировой в одну из самых современных авиаций в мире.
В СССР и Чехословакии были закуплены 41 лёгкий вертолёт Ми-4, 9 грузовых вертолётов Ми-6, 30 истребителей МиГ-15, 49 истребителей МиГ-17, 10 сверхзвуковых истребителей МиГ-19, 20 истребителей МиГ-21, 22 лёгких бомбардировщика Ил-28, 14 дальних бомбардировщика Ту-16, 12 морских варианта Ту-16КС с противокорабельными крылатыми ракетами КС-1 "Кометами". 26 лёгких транспортных самолётов Ил-14, 6 тяжёлых транспортов Ан-12Б.
Плюс от США, в рамках сделки по освобождению американского гражданина Поупа, попавшего в руки индонезийцев во время операций ЦРУ по поддержке сепаратистов на Суматре, были получены 10 Си-130 "Геркулес".
Существенно расширен и усилен ВМФ. В 1959 году в состав Флота были включены 2 подлодки проекта 613 ("Чакра" и "Наггала") и 4 эсминца проекта 30-бис ("Сарваджала", "Султан Искандар Муда", "Санджала", "Силиванги").
В 1961-62 годах к ним добавились ещё 10 подлодок проекта 613 ("Нагабанда", "Трисула", "Нагарансан", "Чандраса", "Алугоро", "Чундамани", "Хендраджала", "Пасопати", "Виджаядану", "Брамаштра") и 4 эсминца проекта 30-бис ("Сингамангараджа", "Бравиджая", "Дипонегоро" и "Султан Дармуда").
Крейсер проекта 68-бис "Орджоникидзе" 5 августа 1962 года прибыл в Сурабаю и 29 января 1963-го включён в состав ВМФ Индонезии под названием "Ириан".
Также были закуплены современные торпедные катера в ФРГ и Италии.
Армия была оснащена современным восточноевропейским стрелковым оружием, танками, ракетами.
Одновременно продолжались и попытки вооружённого проникновения.
На Западной Яве сформирована "Пасукан Герилья-200" (ПГ-200) – 35 военнослужащих-ирианцев во главе с молодым лейтенантом-суматранцем Джалалуддином Насутионом из РПКАД. В конце августа 1961 года они покинули Джакарту и прибыли на остров Гебе в Молуккском архипелаге у западного побережья Новой Гвинеи.
На двух из 4-х лодок вышли из строя моторы, но ждать замены не стали. 32 человека погрузились на две оставшиеся лодки и 14 сентября покинули Гебе. Высадились у Соронга, местные папуасы сразу донесли голландцам, и морпехи за три месяца переловили партизан – двое погибли в перестрелках, 29 попали в плен, одного съел крокодил.
Одновременно с индонезийцами, голландцы тоже наращивали свои силы на Западной Новой Гвинее.
Р.S. В Индонезии в тот период времени находилось от 2 до 3 тысяч человек советского военно-технического персонала, помогавших индонезийцам осваивать новую боевую технику советского производства. Никакого участия в боевых действиях (вопреки статьям в отдельных региональных газетёнках 90-х годов) они не принимали.