Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Categories:

ВВС Испании в Ифнийской войне

На варспоте – статья об Ифнийской войне, у себя же подробнее расскажу о действиях испанских ВВС в её ходе, в которых ярко проявились проблемы франкистской Испании в той войне.

В зоне ВВС Канарских островов и Испанской Западной Африки к началу конфликта осенью 1957 года имелось 10 транспортных самолётов Т-2 ("Юнкерсы-52" испанской сборки) и 12 бомбардировщиков Б-2И ("Хенкели-111" испанской сборки), большая часть из них базировалось на главной авиабазе Гандо на Гран-Канарии. У командовавшего зоной генерала Мата отношения с генерал-губернатором Самайоа не сложились изначально, как он сообщал министерству авиации: "Моя борьба с генерал-губернатором не прекращается, поскольку всех самолётов, что есть у меня, не хватит для исполнения его желаний".

После начала конфликта начинается спешная переброска дополнительных сил ВВС. В итоге испанская воздушная группировка в регионе насчитывала 61 "Хенкель" (в том числе 9 в разведверсии), 26 "Юнкерсов", 15 истребителей С-4К ("Мессершмит-109" испанской сборки), 2 самолёта-амфибии "Грумман Гус" и 12 Т-6 "Тексан".

К тому времени, после заключения Мадридского пакта 1953 года, Испания уже получала американскую технику и оружие, но вот американцы, как и в ситуации позднее с португальцами в Заморской войне, изначально запретили использование полученного от США в африканских колониях. И подтвердили запрет, когда после начала Ифнийской войны Испания обратилась к американцам с соответствующим запросом. Эта тема весьма педалируется в испанских сочинениях о "забытой войне", ветераны часто вспоминали, что из-за американцев "нам пришлось воевать металлоломом".

Правда реальность была не столь однозначной. Во-первых, в Сахаре в феврале 1958 года всё же появились "Тексаны", видимо всё же с разрешения американцев (да и испанские "Чаффи" там повоевали). Во-вторых, американцы разрешили использовать "Дакоты" для транспортировки грузов на театр военных действий. Перелёт по воздушному мосту Хетафе-Сиди-Ифни-Гандо-Хетафе занимал 16 часов. При этом приходилось облетать воздушное пространство Марокко, но в этом испанцам сразу помогали французские авиадиспетчеры из аэропорта Касабланки. "Дакоты" перевезли треть всех грузов, ещё какую-то часть грузов доставили французские "Норатласы".

Рассуждения же об отправке в Ифни или Сахару "Сэйбров" разбиваются об отсутствие там необходимой для них инфраструктуры.
Аэродромы имелись в Сиди-Ифни, Вилья-Бенсе, Эль-Аюне, Вилья-Сиснеросе и Ла-Герре – все грунтовые (точнее каменистые). Из них только аэродром в Вилья-Сиснеросе был в порядке, в Эль-Аюне – только взлётная полоса, диспетчерскую достроить не успели. В Сиди-Ифни диспетчерская была, но в ней не работала рация (давно сломалась, а починить руки не доходили) и даже не было биноклей.

Заправлялись самолёты вручную из бочек, к началу конфликта в регионе их было 11 тысяч. После использования бочки отправлялись морем на Канары, на НПЗ в Тенерифе, где промывались и заново заполнялись. Но мощности НПЗ хватало только на 90 бочек авиационного топлива в день, только после начала конфликта государственной компании КЕПСА было приказано резко нарастить производство, но ввиду скоротечности войны этого сделать не успели. А ведь бочки ещё предстояло отвести назад в Ифни и выгрузить с помощью обычных лодок на необорудованное побережье!

Полный швах был и с картографией, пилоты знали только прибрежные аэродромы, вглубь до начала конфликта не летали и нормальных карт не имели.

С техникой проблемы было не меньше. У "Хенкелей" были постоянные проблемы с двигателями, в результате к концу войны в строю осталось меньше половины – 30 машин. А вот "Юнкерсы" оказались идеальной машиной, просты в эксплуатации и обслуживании, поднимали до 1250 кг. ("Дакоты" – 2000 кг.), ни один не вышел из строя, в итоге испанские ВВС использовали их до 1978 года.

Отдельный рассказ про "Мессершмитты", от простого варианта отправить в разобранном виде морем на Канары отказались, вместо этого занялись спешным монтированием дополнительных топливных баков. После чего в январе 1958 года машины перелетели из Севильи в Эль-Аюн с промежуточными посадками на Канарах и Сиди-Ифни, при этом была потеряна одна машина. На месте выяснилось, что из-за высокой скорости они во всём уступают Т-6, который, как и в Алжире и Анголе, показал себя идеальным "колониальным штурмовиком". При этом 4-ре "Мессершмитта" были потеряны по техническим причинам.

Теперь о результативности действий ВВС. За время войны испанские лётчики провели 5286 часов в воздухе, выполнили 309 боевых и 1069 транспортных вылетов. Сброшено 2443 бомбы, расстреляно из пулемётов около 40 тысяч патронов. Но количество в качество не переходило.

Снабжение с воздуха, как в случае отряда лейтенанта Сарате или Тилиуина, оказалось малоэффективно, до 90 % сброшенных грузов потеряны. При боевых вылетах обычным было, что бомбы не взрывались, а пулемёты заклинивало.

Причём, ещё в августе 1957 года проверка установила, что на 50 % бомб, хранящихся на базе Гандо, взрыватели поражены коррозией из-за близости моря. Но, как и положено испанцам, никто никаких мер не принял.
В результате, официальный отчёт министерства авиации сообщает, что взрывалось только 35 % сброшенных авиабомб. Причём многие испанские авторы считают эту цифру завышенной, нередко при налётах вообще ни одна бомба не взрывалась. В феврале 1958-го, после налёта на Смару, когда из 150 сброшенных бомб взорвалось две (!), командовавший налётом полковник Рамон Томас Адин по возвращении в ярости набросился на инженеров, угрожая их расстрелять.

Сами бомбы были осколочными, так что не особо годились против подобного противника в данных условиях. Лучше всего тут были зажигательные бомбы и даже напалм. Импровизируя, испанские пилоты стали сбрасывать канистры с бензином, поджигая. Компании СЕТМЕ дали задание срочно подготовить напалмовые авиабомбы, но дот конца войны не успели.

Послевоенные отчёты министерства авиации всячески обходят вопрос о нанесённом противнику материальном ущербе, концентрируясь на моральном эффекте действий ВВС.
Tags: Испания, колониальные войны
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments