Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Categories:

Аден – террор НФО в действии

В этом году исполняется полвека завершению последней колониальной войны Британской Империи, об основных событиях той войны – начале антибританского сопротивления и объявлении чрезвычайного положения, операциях в Радфане и аргайлцах в Кратере – рассказывал уже давно. К юбилею расскажу ещё о ряде историй, связанных с этой войной.

Городская герилья НФО в Адене началась в августе 1964 года, постепенно нарастая. В 1964-м в Адене было зафиксировано 36 инцидентов с 4 погибшими, в 1965-м – 286 с 35 погибшими, в 1966-м – 610 с 45 погибшими, а за первые 10 месяцев 1967 года - 2999 с 369 погибшими.

Наиболее массовой формой герильи было метание гранат в британские патрули, обстрел постов из стрелкового оружия и самодельных миномётов. Но это создавало только общий фон событий, на котором НФО устраивала гораздо более резонансные теракты.

Первый произошёл в канун Рождества 1964 года, когда брошенная граната разорвалась на вечеринке для подростков в офицерском клубе на базе КВВС в Хормаксаре. Погибла 16-летняя Джилиан Сиди, дочь главы медслужбы Ближневосточного командование, ещё 4-ро подростков, в том числе сын командующего, ранено.

А через несколько дней НФО запустила свою кампанию по уничтожению особого отдела аденской полиции. Глава НФО в Адене Абдул Исмаил позднее писал, что уничтожение особого отдела "было необходимым условием для развёртывания нашей борьбы".
В воскресение 27 декабря инспектор Фадли Халил прибыл на базар в Кратере для встречи с осведомителем. Там его уже ждали. Когда его машины остановилась у входа на рынок, из припаркованного фургона выскочило несколько человек в масках и изрешетили полицейскую машину из "калашниковых", после чего беспрепятственно уехали.
В следующие несколько месяцев было убито 16 арабских офицеров особого отдела аденской полиции. Некоторых из них похищали, а потом оставляли изрешечённые пулями тела на улицах Кратера или Шейх-Османа, с приколотыми записками о казни очередного коллаборациониста по приговору народного суда.
Такая тактика достигла требуемого эффекта, разведывательная деятельность британцев и Адене была полностью парализована.

Вслед за арабами НФО занялся и британцами.
16 июня 1965-го прогремел взрыв в офицерской столовой Ближневосточного командования.

Утром 4 сентября 1965 года фактический глава особого отдела аденской полиции, заместитель суперинтенданта Гарри Барри на известном всему городу "Остин Мини" направлялся на работу – в здание особого отдела в центре Кратера. Старый кавалерист Барри был ветераном палестинской полиции и давно работал в Адене.
В 7:15 он свернул на перекрёстке на узкую улицу, ведущую к зданию. Именно тут его ждали четверо, вооружённых 9-мм автоматическими пистолетами [в некоторых из английских источниках упоминаются "русские пистолеты"] – по двое с каждой стороны улицы. Они выпустили более 40 пуль, буквально изрешетив машину. На выстрелы оперативно прибыл армейский патруль, но убийц и след простыл. Военные доставили Барри в госпиталь, где он вскоре и скончался.
Прошло меньше недели – и новое убийство.

Сэр Артур Чарльз, спикер аденского законодательного собрания и член верховной комиссии по вопросам гражданской службы, был опытным колониальным администратором, чья карьера началась ещё в 1933 году в Судане. В Адене он работал с 1958 года и много лет имел привычку вечером в среду играть в теннис в клубе Сьерра в Кратере.
9 сентября в 18:30 сэр Артур вышел из клуба и направился к своей машине. Когда он открыл дверь, его окликнули по имени. Чарльз обернулся и получил пять пуль в лицо и грудь от пары убийц. Истекая кровью, он упал на капот машины, а убийцы растворились в толпе. Через несколько часов Артур Чарльз умер в госпитале.

Несколькими днями спустя в Адене остановилась проездом к новому месту службы в британском посольстве в Индии будущий глава Ми-5 Стелла Римингтон и была потрясена тем ужасом, что воцарился среди местных британцев, осознавших, что любой из них может стать следующей жертвой НФО. "Они просто перестреляют нас как собак".
Непосредственным результатом убийств Барри и Чарльза было решение британского правительства 26 сентября 1965-го ввести прямое правление в Адене и ФЮА, с роспуском представительных органов и приостановлением действия конституции. Несколько сотен семей британских служащих было эвакуировано в начале октября из Кратера и Шейх-Османа, их разместили в домах на базе КВВС в Хормаксаре.

В то же время в Аден перестали заходить и пассажирские лайнеры, следовавшие с Дальнего Востока в Европу. Аден был традиционной остановкой на их пути, вокруг причалов Тавахи и Стимер Пойнта выросла заточенная на них индустрия с ресторанами и магазинами дьюти-фри.
В самом начале 1966 года в группу туристов с очередного лайнера на Стимер Пойнте брошена граната. Убит молодой британец, везший на родину знакомиться с родителями свою невесту-австралийку. Женщина не пострадала, но в результате сошла с ума.
После происшествия лайнеры предпочитали заходить в более спокойный Джибути, туристический сектор в Адене фактически умер.

На протяжении 1966 года нападения на британцев продолжались, было убито пять гражданских чиновников и менеджер местного отделения "Барклайз Банка".
Поздно вечером 28 июля 1966-го в районе Мукалла два человека в форме федеральной армии открыли огонь из автоматов по "Лендроверу" подполковника Пэта Грея, уже 7 лет командовавшего Хадрамаутским бедуинским легионом. Подполковник убит, его жена Эдит тяжело ранена.

Уровень подготовки боевиков НФО был крайне низок, у многих были проблемы даже с метанием гранат.

Но именно эти резонансные акции (в том числе и атака туристов на Стимер Пойнте) осуществлялись профессиональными кадрами. Ни одно из них британцам так раскрыть не удалось, никто из убийц не был пойман. Британцы даже предполагали, что в данных случаях действовали кадровые сотрудники египетских спецслужб, но доказательств этому нет.

1967 год начался с новой серии громких убийств чиновников ФЮА. Во второй половине дня 10 января был застрелен заместитель суперинтенданта полиции Нияз Хуссейн, а через несколько дней в Кратере изрешетили автоматными очередями Мохаммеда Наги, одного из старших арабских чиновников.
А 28 февраля 1967-го НФО удалось взорвать бомбу на вечеринке, устроенной местным разведсообществом в доме крупного британского чиновника в Маалле. Погибло две женщины – жёны представителя Ми-5 и командира разведотдела Аденской бригады, ещё 10 человек было ранено. Всего же в течение 1967 года погибло 9 гражданских британца.

Террористическая война НФО против "британских империалистов и их пособников" завершилась победой, по словам одного из британских историков, "единственной в британской колониальной истории, когда было нанесено такое поражение британской армии и британскому государству"
Tags: Йемен, колониальные войны, контрпартизанские операции
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments