Статьёй на варспоте про раджпутов, мартахов и джатов закончил своеобразный цикл о "классных" полках современной индийской армии. У себя расскажу об истории данного вопроса и современном положении.
На сегодняшний день 70 % пехотных частей индийской армии формируется на "классной" основе (класс-юнит), то есть в них набираются представители определённых религиозных, этнических или кастовых групп Индостана. Именно такая группа обозначается в словаре индийских военных как "класс". При этом армейское понятие "класс" может включать в себя ряд различных этнолингвистических групп (народностей), например "горкхи", включающие гурунгов, магаров, рай, лимбу, сунваров, тамангов, тхакуров и четри.

Некоторые из пехотных полков, как Сикхская лёгкая пехота, Гархвальские стрелки, Кумаонский полк или все горкхские части являются "одноклассными" (сингл-класс). Больше полков носят характер "фиксировано-классных" (фиксед-класс), когда в них набираются представители определённых групп в чёткой пропорции. Так в каждом батальоне Пенджабского полка имеется 2 роты сикхов и 2 роты догров, в каждом батальоне Бихарского полка 2 роты набираются из бихари, а 2 роты – из адиваси (горных и лесных племён) Бихара, Джарканда, Чаттисгарха и Ориссы.
"Классный" принцип формирования армии восходит к временам Британского Раджа. После подавления Индийского национального восстания (он же - Мятеж) 1857 года, британцы пришли к выводу, что одной из причин восстания было то, что при формировании частей армии Ост-Индской компании вместе смешивались разные этнические и религиозные группы. В результате индуисты, мусульмане и сикхи теряли "в изрядной мере свои расовые предрассудки и начинали вдохновляться одним общим чувством".
Выход нашли, в том числе, и в переходе к формированию частей на "классной" основе. Во многом для того, чтобы, как прямо сказал министр по делам Индии Чарльз Вуд в 1862-м, "сикх мог стрелять в индуса или гуркха и наоборот без всякого стеснения".
В 1864 году начался перевод индийских частей на "классный" принцип формирования, точнее тогда его именовали "расовым". Попутно была создана и псевдонаучная теория "воинских рас", согласно которой жителям Индии в массе воинственность не свойственна, и лишь некоторым группам населения самой природой предопределено быть воинами. Окончательно теория была сформулирована генерал-лейтенантом Фридриком Робертсом, барон Кандагарский, командовавшим Индийской армией в 1885–1893 годах. Всего в список "воинских рас" было включено 27 народностей Индостана.

Надо отметить, что уже тогда данную теорию оспаривали ряд видных британских военных. Так, на парламентских слушаниях в 1879 году предшественник Робертса Фридрик Хейнс заявил, что "мадрасский сипай, при соответствующем обучении и дисциплинированности, ни в чём не уступает представителям воинских рас". Противником теории был и великий философ Джон Стюарт Милль, но эту битву, как и прочие свои индийские битвы, он проиграл.
К 1892 году переход на "классовый" принцип формирования индийских частей был завершён. Часто встречающееся мнение, что принадлежность к "воинским расам" определялось лояльностью колонизаторам во время Мятежа 1857 года, не совсем верно. В список попали как сохранившие лояльность раджпуты и сикхи, так и бывшие одной из главных сил мятежников маратхи. Зато "воинскими расами" не стали неприкасаемые махары и чамары, верой и правдой служившие британцам.

С тех пор состав британской Индийской армии оставался неизменной – пенджабские мусульмане, сикхи, пуштуны, гуркхи, раджпуты, догры, гархвалы, кумаоны, джаты и маратхи, и совсем чуть-чуть "прочих". Пропорции могли меняться – так в 20-е годы, по мере роста национально-освободительного движения и активного участия в нём сикхов, в Пенджабе стали предпочитать сикхам местных мусульман.
В 30-е годы Пенджаб с 6,5 % населения Индии давал 54 % численного состава армии.
Деятели Индийского национального конгресса активно выступали против такого формирования армии, главным спикером Конгресса по данному вопросу стал в 30-е годы политолог Нирад Чаудхури. Он считал главной заслугой современной армии формирование "чувства национального единства и патриотизма". И "классный" принцип комплектования индийской армии этому противоречил, он препятствует развитию широкой национальной идентичности, выходящей за рамки касты, религии или региона, фактически консервирует "мелкие племенные, кастовые и религиозные лояльности".
В годы Второй Мировой войны британцы столкнулись с исчерпанием ресурсов вербовки новобранцев из "воинских рас" – к концу войны в армии служило 30 % мужчин в возрасте от 18 до 30 лет среди догров, 30 % пенджабских мусульман, 36 % гархвалов, 45 % джатов и по 49 % пуштунов и кумаонов. Военный секретарь индийского вице-короля генерал-майор Г.Н.Молсворт подсчитал, что на основе текущей системы (даже с гуркхами) максимум можно было набрать 850 тысяч человек. А требовалось 2 миллиона.

Так что британцы вынуждены были пойти на создание новых пехотных полков (махарского, чамарского, ассамского, бихарского и других) и расширение вербовки за пределами традиционных территорий.
Весной 1941 года главком Индийской армии генерал-лейтенант Клод Окинлек запретил использование терминов "воинские расы" и "воинские классы", провозгласив, что "нет никакой дискриминации в настоящее время в отношении определённых классов, и не будет в дальнейшем".
Теория "воинских рас" была официально отменена, но практика отличалась.
На сегодняшний день 70 % пехотных частей индийской армии формируется на "классной" основе (класс-юнит), то есть в них набираются представители определённых религиозных, этнических или кастовых групп Индостана. Именно такая группа обозначается в словаре индийских военных как "класс". При этом армейское понятие "класс" может включать в себя ряд различных этнолингвистических групп (народностей), например "горкхи", включающие гурунгов, магаров, рай, лимбу, сунваров, тамангов, тхакуров и четри.

Некоторые из пехотных полков, как Сикхская лёгкая пехота, Гархвальские стрелки, Кумаонский полк или все горкхские части являются "одноклассными" (сингл-класс). Больше полков носят характер "фиксировано-классных" (фиксед-класс), когда в них набираются представители определённых групп в чёткой пропорции. Так в каждом батальоне Пенджабского полка имеется 2 роты сикхов и 2 роты догров, в каждом батальоне Бихарского полка 2 роты набираются из бихари, а 2 роты – из адиваси (горных и лесных племён) Бихара, Джарканда, Чаттисгарха и Ориссы.
"Классный" принцип формирования армии восходит к временам Британского Раджа. После подавления Индийского национального восстания (он же - Мятеж) 1857 года, британцы пришли к выводу, что одной из причин восстания было то, что при формировании частей армии Ост-Индской компании вместе смешивались разные этнические и религиозные группы. В результате индуисты, мусульмане и сикхи теряли "в изрядной мере свои расовые предрассудки и начинали вдохновляться одним общим чувством".
Выход нашли, в том числе, и в переходе к формированию частей на "классной" основе. Во многом для того, чтобы, как прямо сказал министр по делам Индии Чарльз Вуд в 1862-м, "сикх мог стрелять в индуса или гуркха и наоборот без всякого стеснения".
В 1864 году начался перевод индийских частей на "классный" принцип формирования, точнее тогда его именовали "расовым". Попутно была создана и псевдонаучная теория "воинских рас", согласно которой жителям Индии в массе воинственность не свойственна, и лишь некоторым группам населения самой природой предопределено быть воинами. Окончательно теория была сформулирована генерал-лейтенантом Фридриком Робертсом, барон Кандагарский, командовавшим Индийской армией в 1885–1893 годах. Всего в список "воинских рас" было включено 27 народностей Индостана.

Надо отметить, что уже тогда данную теорию оспаривали ряд видных британских военных. Так, на парламентских слушаниях в 1879 году предшественник Робертса Фридрик Хейнс заявил, что "мадрасский сипай, при соответствующем обучении и дисциплинированности, ни в чём не уступает представителям воинских рас". Противником теории был и великий философ Джон Стюарт Милль, но эту битву, как и прочие свои индийские битвы, он проиграл.
К 1892 году переход на "классовый" принцип формирования индийских частей был завершён. Часто встречающееся мнение, что принадлежность к "воинским расам" определялось лояльностью колонизаторам во время Мятежа 1857 года, не совсем верно. В список попали как сохранившие лояльность раджпуты и сикхи, так и бывшие одной из главных сил мятежников маратхи. Зато "воинскими расами" не стали неприкасаемые махары и чамары, верой и правдой служившие британцам.

С тех пор состав британской Индийской армии оставался неизменной – пенджабские мусульмане, сикхи, пуштуны, гуркхи, раджпуты, догры, гархвалы, кумаоны, джаты и маратхи, и совсем чуть-чуть "прочих". Пропорции могли меняться – так в 20-е годы, по мере роста национально-освободительного движения и активного участия в нём сикхов, в Пенджабе стали предпочитать сикхам местных мусульман.
В 30-е годы Пенджаб с 6,5 % населения Индии давал 54 % численного состава армии.
Деятели Индийского национального конгресса активно выступали против такого формирования армии, главным спикером Конгресса по данному вопросу стал в 30-е годы политолог Нирад Чаудхури. Он считал главной заслугой современной армии формирование "чувства национального единства и патриотизма". И "классный" принцип комплектования индийской армии этому противоречил, он препятствует развитию широкой национальной идентичности, выходящей за рамки касты, религии или региона, фактически консервирует "мелкие племенные, кастовые и религиозные лояльности".
В годы Второй Мировой войны британцы столкнулись с исчерпанием ресурсов вербовки новобранцев из "воинских рас" – к концу войны в армии служило 30 % мужчин в возрасте от 18 до 30 лет среди догров, 30 % пенджабских мусульман, 36 % гархвалов, 45 % джатов и по 49 % пуштунов и кумаонов. Военный секретарь индийского вице-короля генерал-майор Г.Н.Молсворт подсчитал, что на основе текущей системы (даже с гуркхами) максимум можно было набрать 850 тысяч человек. А требовалось 2 миллиона.

Так что британцы вынуждены были пойти на создание новых пехотных полков (махарского, чамарского, ассамского, бихарского и других) и расширение вербовки за пределами традиционных территорий.
Весной 1941 года главком Индийской армии генерал-лейтенант Клод Окинлек запретил использование терминов "воинские расы" и "воинские классы", провозгласив, что "нет никакой дискриминации в настоящее время в отношении определённых классов, и не будет в дальнейшем".
Теория "воинских рас" была официально отменена, но практика отличалась.
"Классный" принцип формирования индийской армии
"Классный" принцип формирования индийской армии – бри
"Классный" принцип формирования индийской армии
"Классный" принцип формирования индийской армии
"Классный" принцип формирования индийской армии
"Классный" принцип формирования индийской армии
No title
"Классный" принцип формирования индийской армии
"Классный" принцип формирования индийской армии – в не
"Классный" принцип формирования индийской армии
"Классный" принцип формирования индийской армии
"Классный" принцип формирования индийской армии
"Классный" принцип формирования индийской армии
"Воинские расы", а теперь "классы" - основа формирования