?

Log in

No account? Create an account

Записки историка путешествующего

Тот, кто хорошо осведомлен о прошлом, никогда не станет отчаиваться по поводу настоящего

Previous Entry Поделиться Next Entry
Греческая гражданская – послесловие и термины
Майнхоф
antinormanist
В завершении рассказа о греческой гражданской войне – о том, что было после с героями истории, и как оцениваются события ныне.

Десятки тысяч сторонников ДАГ покинули страну, рассеявшись по всему коммунистическому лагерю от Берлина до Ташкента. Компартию Греции (КПГ) следующие несколько лет сотрясала фракционная борьба на предмет "кто виноват, что мы проиграли", сопровождавшаяся взаимными обвинениями и доносами, в результате чего многие храбрые командиры ДАГ закончили свою жизнь в застенках госбезопасности.
В середине 50-х Москва навела порядок в эмигрантском руководстве КПГ, целый ряд деятелей во главе с бывшим генеральным секретарём Никосом Захариадисом и бывшим главкомом ДАГ Маркосом Вафиадисом были отправлены в фактическую ссылку в российские регионы, где вели жизнь скромных совслужащих. Захариадис от безысходности провесился в Сургуте в 1973 году.

А в 1974 году, после падения режима "чёрных полковников", был снят запрет на деятельность КПГ в Греции.
В канун Рождества, в декабре 1982 года новое социалистическое правительство Андреаса Папандреу объявило всеобщую амнистию участникам гражданской войны. Ветеранам ДАГ было позволено вернуться в страну, тем из них, кто участвовал в антифашисткой борьбе, назначена государственная пенсия. Среди вернувшихся из советского изгнания был и бывший генерал Маркос Вафиадис. Он даже был избран депутатом парламента от ПАСОК.

В 1989 году греческие коммунисты впервые с 1944-го вошли в состав правительства вместе с правыми из "Новой демократии". Одним из немногих шагов недолго просуществовавшего правительства Дзанниса Дзаннетакиса стали решения по национальному примирению.
В то время как коммунисты и международные организации всегда использовали для обозначения конфликта термин "гражданская война" (эмфилиос полемос), власти Греции (и их сторонники за рубежом) настаивали, что никакой гражданской войны в Греции нет, а есть коммунистический мятеж, инспирированный из-за границы. Официально в Греции события обозначались как "бандитская война" (симмортополемос) против "коммунистических бандитов".

18 сентября 1989 греческий парламент единогласно принял закон № 1863/89. Он определял события 1946-49 годов как "Греческую гражданскую войну", участники её со стороны коммунистов теперь назывались "бойцами ДАГ".

Тем не менее, до сих пор по отношению к этим событиям в греческом обществе сохраняется глубокая поляризация. Правые наотрез отказываются признавать их гражданской войной, продолжая использовать прежние термины.
Ежегодно, в конце августа ультраправые из "Золотой зари" и разные ветеранские организации празднуют в горах Грамоса "победу над славяно-коммунистами".

В завершение – ссылки.
Основные статьи на варспоте: часть 1-я, часть 2-я, часть 3-я, часть 4-я
Дополнительные материалы:
Про балканское Сопротивление
Первый этап гражданской
Эпизод "белого террора" в Греции
Что сказал Сталин о Греции в феврале 1948 года
Политика СССР в греческиъх делах
Изобретая "красную угрозу" – американцы приходят в Грецию
Генезис американской политики времён Холодной войны
Об американской интервенции
Британские спецназовцы на греческой войне
Югославия, Албания и Болгария в первые послевоенные годы
Метки:

  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

\\А в 1974 году, после падения режима "чёрных полковников", был снят запрет на деятельность КПГ в Греции. \\

Цикл ГВ у них занял 28 лет.

Могло быть меньше, если бы не переворот 1967-го.

Очень интересный цикл был, спасибо.

Любопытный текст к теме.

"Как известно, в 1941 г. Афон был присоединён к Германии, после чего его посетила делегация нацистских офицеров. Однако, малоизвестно, что Афон, рассматривая себя как отдельное государство внутри греческого государства, присоединился к гитлеровской империи добровольно. Ещё менее известно, что священный кинот Афона (по благословению игуменов всех монастырей) написал письмо лично Адольфу Гитлеру с просьбой взять Афон под своё покровительство и провозгласил ему многая лета...

Меня тут не интересует нравственная оценка действий Кинота (о мотивах, заставивших афонцев обратиться к покровительству Гитлера, а также ещё о некоторых неизвестных подробностях можно почитать здесь). Просто я, наконец, нашёл объяснение, почему некоторые монахи после войны покинули Афон и переехали в Европу. Речь идёт об в первую очередь об о. Софронии Сахарове и будущем еп. Василии Кривошеине. Оба впоследствии никогда не говорили об истинных причинах оставления Афона. Об о. Софронии принято было говорить, что он поехал в Европу якобы для того, чтобы издать книгу о старце Силуане. Но, во-первых, зачем ехать издавать книгу в Париж, когда была возможность издать её, не покидая Афона? Во-вторых, почему было не вернуться обратно после издания? Говорят ещё о якобы необходимости поправить здоровье и т.п. Но истинная причина оставления Афона о. Софронием заключалась не в книге и не в здоровье. Дело в том, что в Греции сразу же после второй мировой войны началась своя гражданская война между демократами и коммунистами. После войны вся территория Македонии, и Афона в том числе, оказалась под властью коммунистов. Коммунистическое правительство судило всех граждан Греции за сотрудничество с фашизмом: большинство рядовых граждан были посажены в тюрьму или расстреляны. Русским монахам повезло — их просто депортировали из страны. Хотя надо сказать, что Василий Кривошеин отсидел несколько месяцев в тюрьме и только по ходатайству англичан перед сменившим коммунистов демократическим правительством Греции его освободили и разрешили переехать в Англию, но об этом он никогда впоследствии не упоминал (эти подробности мне известны из воспоминаний одного греческого профессора, которые возможно скоро будут опубликованы на русском языке). Вот такая история с изганием русских иноков с Афона. Да, и ещё: братия Пантелеимонова монастыря послала в свое время Гитлеру поздравительную телеграмму по случаю его успехов в завоевании Советского Союза. Не надо думать, что греческие монастыри этого не одобряли — такова была идеология компромисса. Зато фашисты первыми проложили на Афоне дороги и провели электричество.

Монахи, а вместе с ними и большая часть духовенства и мирян, жили (и до сих пор живут) с таким сознанием, для которого любая действительность преломляется по модели византийского политического мировоззрения, в основе которого лежит тоталитарно-римское понятие о государстве (стоит вспомнить хотя бы монаха Критовула, писавшего дифирамбы новому императору ромеев — завоевателю Константинополя Мухаммаду II). Хорошо это или плохо, я не знаю. Жить хочется всем и спастись тоже хочется всем. Могу только сказать, что истоки нынешних отношений Церкви и государства как в России, так, кстати, и в Греции, которые многим не нравятся, лежат именно здесь, а не в мифологическом "сергианстве" (ярлык, придуманный идеологами иной системы, разделяющей Церковь по партийному признаку).

Но закончить хочется на хорошей ноте. Следует отметить, что фашистский режим не был принят многими монахами Афона — а именно теми, которые скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. У них было ясное сознание происходящего, не замутнённое никакими предрассудками и теориями, поэтому они лекго могли различать между добром и злом. И это их сознание, конечно же, было христианским: они отвергали фашизм не потому, что были сторонниками свободы и независимости Греции, а потому, что надежду сохранения Афона они возлагали на Бога, а не на власть и силу мирских правительств".
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2838.0

Спасибо за цикл - прекрасное освещение малоизвестного периода.

Греческая гражданская – послесловие и термины

Пользователь vihrbudushego сослался на вашу запись в своей записи «Греческая гражданская – послесловие и термины» в контексте: [...] Оригинал взят у в Греческая гражданская – послесловие и термины [...]

  • 1