При чтении истории Югославии в ХХ веке обратил внимание на одно сходство в национальной политике СФРЮ и СССР.
В 1967-1971 годы в Конституцию СФРЮ было внесено много поправок, существенно расширивших права республик в ущерб центральной власти, вплоть до фактического создания в форме территориальной обороны собственных вооружённых сил республик. Внесению поправок предшествовал период острой борьбы в руководстве Союза коммунистов Югославии, завершившейся падением 2-го человека в югославском руководстве, серба Александра Ранковича.
За поправками в Конституцию стоял другой ближайший сподвижник Тито, словенец Эдвард Кардель, главный разработчик теории "рабочего самоуправления", противопоставлявшийся "бюрократическому социализму" советского образца.
Расширение полномочий республик подавалось Карделем как промежуточный шаг на пути передачи власти дальше вниз, в самоуправляющиеся общины, к переходу Югославии к содружеству таких общин, отмиранию государства в соответствии с постулатами основоположников марксизма. Всё это сопровождалось критикой "реакционного югославянства", то есть теории о постепенном формировании в Югославии новой единой нации.
Только вот никаких следующих шагов не последовало, известный сербский писатель и активный участник событий 60-х годов Добрица Чосич, много общавшийся с Карделем, позднее писал: "Кардель был словенским националистом… Югославия была ему необходима, чтобы помочь осуществить словенские национальные цели".
Так под видом самоуправления в Югославии была открыта дорога к сепаратизму, заложена та бомба, которая рванёт в начале 90-х годов.
Дело получилось, в точности как с украинизацией и прочей коренизацией, проводившейся большевиками на просторах бывшей Российской империи. Стратегическая цель ("чтобы в мире без Россий, без Латвий жить единым человечьим общежитьем") в виду своей утопичности не была реализована, зато тактическая задача ("уберечь российских инородцев от нашествия того истинно русского человека, великоросса-шовиниста, в сущности, подлеца и насильника") – на все 100 %.
В 1967-1971 годы в Конституцию СФРЮ было внесено много поправок, существенно расширивших права республик в ущерб центральной власти, вплоть до фактического создания в форме территориальной обороны собственных вооружённых сил республик. Внесению поправок предшествовал период острой борьбы в руководстве Союза коммунистов Югославии, завершившейся падением 2-го человека в югославском руководстве, серба Александра Ранковича.
За поправками в Конституцию стоял другой ближайший сподвижник Тито, словенец Эдвард Кардель, главный разработчик теории "рабочего самоуправления", противопоставлявшийся "бюрократическому социализму" советского образца.
Расширение полномочий республик подавалось Карделем как промежуточный шаг на пути передачи власти дальше вниз, в самоуправляющиеся общины, к переходу Югославии к содружеству таких общин, отмиранию государства в соответствии с постулатами основоположников марксизма. Всё это сопровождалось критикой "реакционного югославянства", то есть теории о постепенном формировании в Югославии новой единой нации.
Только вот никаких следующих шагов не последовало, известный сербский писатель и активный участник событий 60-х годов Добрица Чосич, много общавшийся с Карделем, позднее писал: "Кардель был словенским националистом… Югославия была ему необходима, чтобы помочь осуществить словенские национальные цели".
Так под видом самоуправления в Югославии была открыта дорога к сепаратизму, заложена та бомба, которая рванёт в начале 90-х годов.
Дело получилось, в точности как с украинизацией и прочей коренизацией, проводившейся большевиками на просторах бывшей Российской империи. Стратегическая цель ("чтобы в мире без Россий, без Латвий жить единым человечьим общежитьем") в виду своей утопичности не была реализована, зато тактическая задача ("уберечь российских инородцев от нашествия того истинно русского человека, великоросса-шовиниста, в сущности, подлеца и насильника") – на все 100 %.
Мысли в субботу вечером – поворотный момент в истории
https://youtu.be/0r4i0oAJ3XI?t=3m28s
Мысли в субботу вечером – поворотный момент в истории
----------------------------------------
Многословно и непонятно.
А если конкретнее? Критикуя коренизацию, какую вы предлагаете альтернативу?
(На тот момент, разумеется.)
А так, альтернативой было только ускоренное строительство "новой исторической общности", советской или югославской.
сходство в национальной политике СФРЮ и СССР.