?

Log in

No account? Create an account

Записки историка путешествующего

Тот, кто хорошо осведомлен о прошлом, никогда не станет отчаиваться по поводу настоящего

Previous Entry Поделиться Next Entry
Индонезия против Исламского государства – исламизм по-индонезийски
Милнер
antinormanist
В первое десятилетия существования независимой Индонезии наибольшую угрозу для нового государства представляли не разнообразные сепаратисты и федералисты, а сторонники иного пути развития Республики.

88 % населения Индонезии исповедует ислам. С 202 миллионами мусульман Индонезия является самой большой мусульманской нацией на планете. При этом община довольно неоднородна. Помимо наличия протестантов-ахмадитов, исторически сложилось деление яванских мусульман на три большие группы.

Большинство населения относится к "номинальным" мусульманам абанган, в жизни которых формальный ислам тесно переплетён с различными народными традициями, восходящими к индуизму и местным верованиям.

Сантри представляют собой "настоящих" правоверных мусульман, жизнь которых строится вокруг Корона и мечети.

Наиболее интересна группа прияи – изначально потомки традиционной яванской аристократии и бюрократии маджапахитско-матарамской эпохи, которые к моменту независимости самоотождествлялись как служилая интеллегенция. Исповедуя ислам (с большой примесью суфизма), они при этом придают большое значение доисламским яванским традициям.

Отношения между ними всегда были сложными. Сантри клеймили оппонентов как маловеров и даже лжемусульман, призывали их вернуться "к истинному исламу".
Абанган и прияи надсмехались над "начётничеством, фарисейством и арабофильством" сантри, осуждали их как "отступников" от обычаев и традиций родины.

Именно из числа сантри и прияи вышли первые поколения деятелей национально-освободительного движения Индонезии. И, разумеется, представления о будущем Республики у них разнились.
Для прияи светский характер государства был тем, что не обсуждается. В то время как сантри полагали, что в большей или меньшей степени независимая Индонезия будет носить исламский характер.

В ходе борьбы за независимость на первых ролях оказались именно светские националисты. Правящий слой Республики и, что более важно, костяк её офицерского корпуса сформировали прияи и представители религиозно-этнических меньшинств (вроде яванских католиков, суматранских батаков или сулавесских протестантов) с других островов.

Но не все деятели из числа сантри согласились на роль бесправной легальной оппозиции светскому режиму. Были и те, кто бросили ему вызов.

Секармаджи Мариджан Картосувирьо был сыном колониального чиновника и закончил голландскую школу. В 1923 году продолжил обучение в медицинском училище в Сурабае, но в 1927-м был из него исключён по обвинениям в связях с коммунистами. После исключения он примкнул к националистической организации "Сарекат Ислам", некоторое время был секретарём её лидера Чокроаминото. В это время он увлекается исламом, начинает учить арабский, хотя, как утверждали злые языки, толком им так и не овладел и всю жизнь читал Коран в голландском переводе.

В начале 30-х Картосувирьо порывает со столичным исламским движением и уезжает в родную деревню своей жены-сунданки около Малангбана на западе Явы в полусотне километров юго-восточнее Бандунга. Там он основывает собственную религиозную школу, постепенно приобретает статус религиозного авторитета среди сельских жителей районов южнее и восточнее Бандунга.

Всегда выступая против любого сотрудничества с голландскими колонизаторами, после прихода японцев в 1942 году завязывает отношения с ними, существенно расширяет свою деятельность, в том числе и получая возможность формировать вооружённое ополчение своих сторонников, именовавшееся "Хизбалла" и "Сабилла".
С началом антиколониальной войны отряды Картосувирьо участвуют в боях против голландцев и их союзников, вместе с республиканской армией.
Но вскоре их пути разошлись.
Метки:


  • 1
Спасибо, очень интересно )

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

по ассоциации вспомнил кусок студенческого реферата:

Ферхайен, Г. L’Islam noir. Ислам во франкоязычных романах западной Африки

Важной составной частью социокультурной ситуации Африки южнее Сахары является ислам, который в коллективном западноевропейском сознании скорее связан только с арабским миром, в то время как Черная Африка как таковая ассоциируется обычно с фетишистскими и анимистическими культами. Между тем известно, что ислам – мировая религия, которая распространена не только на Ближнем Востоке и на севере Африки, но и в других частях света – в Индии (Пакистан), на Индонезийском архипелаге, а также в Черной Африке, где образовались его формы, отличные от ислама арабов.


О распространении ислама в Черной Африке позаботились прежде всего арабские, берберские и персидские купцы, которые в поисках богатств стран зинджей (так они называли черных) пересекали Сахару или пробирались по восточноафриканскому побережью дальше на юг. Под этими богатствами они понимали золото из африканских шахт и рабов. То, что ислам в Африке был связан с арабской работорговлей, сегодня самими апологетами ислама, такими как Mamadou Dia, рассматривается как «грехопадение», которое ислам при его распространении по Африке сделало греховным.

Парадоксальным образом распространению ислама способствовала европейская колонизация в XIX веке. Здесь сыграли свою роль многие факторы: и то, что миграция африканского населения, вызванная европейцами, (например, вынужденное участие в строительных работах), расшатывало языческие культы, и то, что pax gallica, а также pax britannica, поддерживали усилия исламских миссионеров, и в конце концов то, что ислам, в отличие от христианства, распространяемого европейскими миссионерами, многими колонизированными воспринимался как аутентичная африканская религия, и таким образом стал формой культурного сопротивления.

Таким образом, ислам стал мостом, соединивших людей Черной Африки не только друг с другом, но и с населением других частей света.

Характерной чертой «черного ислама» является религиозный синкретизм. Так как среди исламизированных народов Африки, несмотря на усилия правоверных мусульман, до сего дня остались пережитки их старых местных религий. Из синкретизма вытекает то большое влияние, которым пользуются «святые люди», называемые марабутами. Ибо это никто иные, как анимистические колдуны в исламской упаковке, которые занимаются магическими практиками, заклинают духов предков и предсказывают будущее. Религия Черной Африки приписывает марабутам место посредника между людьми и божественными сферами.

Многочисленные марабуты живут вместе с молодыми учениками (talibés), которым они преподают Коран (результаты, правда, часто разочаровывают, так как ученики просто заучивают текст Корана наизусть, не понимая содержания), а ученики работают на их полях.

Все марабуты и большая часть верующих состоят в tariqa (Pl. turuq), религиозных братствах, возглавляемых халифом. В Черной Африке прежде всего имеют большое значение две confréries, которые подчас играли важную роль при организации восстаний против европейских колониальных властей и руководителям которых мы обязаны сохранением большей части религиозной и исторической литературы на арабском и местных африканских языках: Qadiriya (с XVI в.) и Tidjaniya (с XVIII в.). В Сенегале на ряду с Tidjaniya большое значение имеет жестко организованное сообщество мюридов.

То, что черный ислам включил в себя элементы анимизма и с ними сосуществует, стало темой произведений, к примеру, романа шейха Aliou Ndao “Boor Tilleen. Roi de la Médina” (1972), романа Ousmane Sembène “Xala” (1973), романов Amadou Kourouma “Les soleils de indépendances” (1970) и “Monnè, outrages et défis” (1990). Франкоязычная литература западной Африки дает многогранную картину ислама: от согласия с ним до критики некоторых явлений исламской «социорелигии», как например полигамия, и даже до радикальной религиозной критики, ставящей под вопрос ислам как таковой.

Verheyen, G. L’Islam noir. Der Islam in frankophonen Romanen aus Westafrika. // “Französisch heute”, № 1, 1999, SS. 36 – 57.

История Индонезии – годы Сукарно

Пользователь fomasovetnik сослался на вашу запись в своей записи «История Индонезии – годы Сукарно» в контексте: [...] закончилась летом 1961 года. Одновременно армия покончила и с исламистским движением "Дарул Ислам" [...]

  • 1