С сентября 1961 года ПИДЕ фиксировала присутствие Дельгаду и Гальвана в Марокко. С их стороны опасались "кубинского сценария" – была информация, что оппозиционеры пытаются снарядить два катера и купить оружие, чтобы высадиться в Алгарве и начать партизанскую войну уже в метрополии.
На самом же деле оппозиция готовила другую акцию, хотя тоже опираясь на кубинский опыт с казармами Монкадо.
Летом 1961-го в Португалию нелегально приехал один из близких соратников Дельгаду, бывший лидер католического молодёжного движения режима Мануэль Серра. Он установил контакты с различными группами оппозиции, собирал людей и оружие. Военное руководство взяли на себя капитан Жоау Варела Гомиш и лейтенант военной полиции Алешанду Ипполиту душ Сантуш.
Заговорщики планировали захватить казармы ряда пехотных полков в провинции для начала всеобщего восстания против диктатуры. Позднее, из-за нехватки людей, решено ограничиться захватом казарм 3-го пехотного полка в Бежа, старинном городке в 135 километрах юго-восточнее Лиссабона.
После захвата казарм планировалось раздать оружие сторонникам, установить контроль над городом, передать по радио прокламацию с призывом к восстанию и призвать в страну Дельгаду, который въезжал из Марокко и возглавлял движение. Считалось, что армия, наиболее боеспособные части которой находились в Анголе, а остававшиеся в метрополии отнюдь не горели желанием отправляться за море, большей частью не окажет сопротивления, а население, недовольное ухудшением жизни, фарсом с парламентскими выборами и потерей Гоа, окажет массовую поддержку.
Всего Серра и Гомиш собрали группу в 65 человек, среди которых были 42 рабочих, 13 служащих и 8 военных (в том числе 6 офицеров). В течение 31 декабря члены группы небольшими партиями приехали в Бежа.
В то же время Дельгаду по фальшивым документам 30 декабря пересёк испано-португальскую границу в деревушке Верде-ди-Фикальу. Вечером он прибыл в Лиссабон, а в последние часы 31 декабря добрался до Бежа.
Около часа ночи три группы заговорщиков начали действовать. В 2 часа ночи к казармам подъехали две машины с 6 военными во главе с Варелой Гомишем. Участник заговора, дежурный прапорщик Арантиш ди Оливейра впустил их внутрь.
Однако шум машин разбудил заместителя командира полка майора Калапеса (командир полка уехал на Новый год к семье в Лиссабон). И когда Варела Гомиш с двумя подручными открыл двери в кабинет Калапеса, майор открыл огонь из пистолета.
Две пули попали в Варелу Гомиша, тяжело ранив капитана в живот, его срочно отвезли в городскую больницу Бежы. Командование приняли лейтенанты Алешандру душ Сантуш и Жайми Карвальу да Силва.
Тем временем к казармам прибыла вторая группа в несколько десятков гражданских во главе с Мануэлем Серра. Обнаружив, что ворота казармы закрыты, они перелезли через забор, захватили оружейную комнату, разобрали оружие и разоружили солдат.
Майор Калапес, используя неразбериху в казармах, пробрался на телефонную станцию полка, позвонил в министерство армии и сообщил о происходящем.
Уже в 3 часа ночи казармы были окружены поднятой по тревоге полицией, через пару часов из Лиссабона прибыли пехотные части во главе с заместителем министра армии подполковником Жайме ду Фонсека. Фонсека лично занялся обходом казарм и был убит – по одной версии заговорщиками, по другой – по ошибке был застрелен агентами ПИДЕ. Он стал второй жертвой восстания – ранее один из повстанцев был убит майором Калапесом.
Рассвело, стало ясно, что попытка восстания провалилась и заговорщики сдались.
Дельгаду благополучно уехал на автобусе из Лиссабона в Севилью.
По результатам восстания арестовано более сотни человек, 82 в итоге предстали перед судом в июле 1964-го, Мануэль Серра получил 10 лет тюрьмы, Варела Гомиш – 6, ещё 47 непосредственных участников восстания – от года до трёх, 16-ть приговорены к бессрочной высылке в заморские провинции.
Так завершился в Португалии 1961 год.
P.S. Полковник Варела Гомиш впоследствии был активным участником бурных событий в Португалии 1974-75 годов, являясь одним из лидеров левого крыла апрельских революционеров.