Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Categories:

Португалия-1961/Решение сражаться – международный фронт

По мере развёртывания войны в Анголе ухудшалось и международное положение Португалии.

Ангольский вопрос регулярно всплывал в ООН.
19 мая 1961 года комиссия ООН по несамоуправляющимся территориям приняла резолюцию, осуждавшую Португалию за отказ от сотрудничества.

6 июня Совбез ООН начал обсуждение резолюции, внесённой Индией, Ганой и Нигерией.
Резолюция № 163 была принята 9 июня 9 голосами за, при двух (Великобритания и Франция) воздержавшихся. В ней выражалось глубочайшее сожаление "массовыми убийствами и суровыми репрессиями" в Анголе. Называя нынешнюю ситуацию "угрозой поддержанию международного мира и безопасности", Совбез призывал португальские власти "немедленно прекратить репрессивные меры" и незамедлительно предпринять шаги по предоставлению данным территориям права на самоопределение.

Всё чаще в кулуарах ООН обсуждалось и введение санкций против Португалии, в течение лета разрывают дипломатические отношения с Португалией четыре десятков азиатских и африканских стран во главе с Индонезией и Сенегалом. 8 ноября было приостановлено членство Португалии с ЮНЕСКО. Салазар в ответ обсуждал с министрами возможность выхода страны из ООН.

Больше всего португальцев возмущала позиция США, пусть в тот момент они ещё и не знали о принятом 30 апреля 1961 года секретном решение Совета национальной безопасности о финансовой поморщи повстанческой УПА.
В мае 1961 года на саммите НАТО в Осло новый португальский министр иностранных дел Альберту Франку Ногейра встретился с госсекретарём Дином Раском. Встреча завершилась ничем – Раск в ультимативной форме потребовал от португальцев проведения "фундаментальных реформ" в Африке, в том числе и "предоставление полных социальных и политических прав местному населению".

30 июня раздражённый Салазар выступает с большой речью в Национальном собрании по международному положению. "Все переворачивается с ног на голову в этом мире и те, кто нападает и разрушает, провозглашаются борцами за свободу, а тех, кто пытается защитить, называют преступниками". Американцев он уже прямо обвинил в поддержке "террористов" из УПА.

Разумеется, после такой речи, послу Элбрику было поручено выразить протест правительства США. В ответ Салазар заявил послу, что Португалия не уйдёт из дела 400 лет. Получив ответ португальского лидера, президент Кеннеди съязвил: "Понятно, у них второй 400-летний план по Африке".

В августе 1961 года Вашингтон вводит ограничения на поставки американского оружия Португалии, дабы не допустить его использования "против национально-освободительных движений" в колониях. На это Ногейра заявил, что Португалия может купить оружие у кого угодно, хоть у коммунистов, добавив, что "первостепенное значение для Португалии имеют национальные интересы, и нам безразлична победа США над СССР, если ценой этого станет гибель Португалии".
К концу 1961 года дело дошло до проникновений агентов ПИДЕ в консульстве США в Луанде и Лореншу-Маркише, с похищением секретных документов, которые потом использовали для фальсификаций об якобы прямой военной помощи УПА со стороны США.

"Старейший союзник" Великобритания на первых порах демонстрировала поддержку Португалии. В мае 1961 года министр иностранных дел Александр Дуглас-Хьюм посетил Лиссабон. 17 июня объявлено о продаже Португалии двух переоборудованных фрегатов класса "Бей" послевоенной постройки.
Но данные шаги вызвали бурю критики в британском обществе. Так что в июне британцы отменили совместные учения на севере Португалии. Затем последовало эмбарго на новые сделки в военной сфере. Отказала Британия и в новых кредитах.

Определённую поддержку португальцам оказывали только Франция (как уже писал) и ФРГ – поставками оружия и кредитами. Прочие же союзники по НАТО ограничивались словами да жестами в виде периодических арестов и депортаций носившихся по Европе Дельгаду и Гальвана.

Разумеется, Лиссабон получил поддержку Мадрида, но Испания Франко мало чем могла помочь.
Зато у Португалии появились новые африканские союзники. В начале июля Анголу и Лиссабон тайно посетил министр обороны ЮАР Якобус Фуше. Осенью из ЮАР в Анголу начали поступать боеприпасы и военные материалы.

Родезия и Катанга также поддерживали португальцев. Чомбе в июле 1961-го, принимая в Элизабетвилле португальскую делегацию, заявил:
"Португальцы и катангцы в Африке, с их многорасовыми обществами, представляют собой самый нерушимый фронт на свете, который преграждает дорогу коммунистическому разбою…. Как вы знаете, наша политика такая же, как у вас – мы не принимаем во внимание цвет кожи человека".

Тем не менее, к концу года стало очевидным, что Португалия оказалась в положении изгоя на международной арене.
Португальцы массово чувствовали себя преданными ближайшими союзниками, которые не смогли понять их позицию.
Хотя некоторая часть португальское общества считала, что международная изоляция страны играет им на руку.
Tags: Заморская война, Португалия
Subscribe

Posts from This Journal “Заморская война” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments