Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Categories:

Португалия-1961/Решение сражаться – "Санта-Мария"/захват

В то время как происходили незамеченные события в Касанже, весь мир стал свидетелем истории захвата пассажирского лайнера.

Построенный в начале 50-х в Бельгии 186-метровый трансатлантический лайнер "Санта-Мария" принадлежал базировавшийся в Лиссабоне компании "Колониал ди Навегасан" и работал на пассажирских линиях, соединявших Португалию с США и Латинской Америкой.
9 января 1961 года "Санта-Мария" отправилась из Лиссабона в очередной рейс в Майами. На борту находились 612 пассажиров, многие из которых граждане США, и 300 членов экипажа.

В 17 часов в понедельник 23 января корабельный агент в Майами получил радиограмму с "Санта-Марии", что из-за "проблем с двигателем" судно не сможет прибыть в Майами по расписанию. Это никого не обеспокоило – проблемы с двигателем и связанные с этим опоздания были для "Санта-Марии" обыденны.

Вечером в тот же день "Санта-Мария" появилась на внешнем рейде Кастри, столицы Сент-Люсии и спустила шлюпку. Шлюпка погребла к берегу, а "Санта-Мария" на полном ходу удалилась.
Небольшая толпа встретила шлюпку на берегу, несколько матросы что-то возбужденно кричали по-португальски, но местные их не понимали. В итоге один из моряков смог выговорить по-английски: "Пираты! Нас захватили пираты!" Толпа сначала восприняла это как шутку.

Около полуночи международные новостные агентства передали срочные новости об "акте пиратства" в Карибском море.

23 января Португалия обратилась за помощью к США, Британии и Испании.
24 января в Карибском море разворачивается операция по поиску "Санта-Марии". С Сент-Люсии по следу лайнера в направлении Майами двинулся британский фрегат ПЛО "Ротсей", с Барбадоса на поиски вылетело 4-ре "Хантера", 3 "Нептуна" и 2 гидросамолёта "Альбатрос" Королевских ВВС.

С Пуэрто-Рико на поиск вышли два американских эсминца "Вилсон" и "Дамато", высланы пара поисковых самолётов. К поискам присоединились и венесуэльские самолёты
Из-за плохой видимости поиски в первый день окончились ничем.

К вечеру ситуация резко изменилась. По радио была передано официальное обращение главы захватившего корабль "Революционного директората иберийского освобождения" капитана Энрику Гальвана.

61-летний Гальван был известным деятелем оппозиции. Рано выбрав военную карьеру, он участвовал в перевороте 1926-го и был верным сторонником "Нового государства". С 30-х годов работал в колониальной администрации в Анголе, написал ряд блестящих книг о природе и жизни в Анголе.
Но в конце 40-х годов, будучи депутатом Национальной ассамблеи от Анголы, выступил с большим докладом с осуждением системы "рабского" принудительного труда в колониях, ушёл в оппозицию.

В 1952 году арестован по обвинению в коррупции и уволен из армии. В 1959 году покинул страну, получив политическое убежище в Венесуэле. Там он установил контакты с находившимся в изгнании в Бразилии генералом Умберту Дельгаду, оппозиционным кандидатом на президентских выборах 1958 года.

Вместе они и спланировали операцию "Дульсинея". С октября 1960 года велась непосредственная подготовка. В операции участвовало 24 португальских и испанских политэмигранта.
20 января 1961-го несколько из них под видом обычных пассажиров поднялись на борт "Санта-Марии" в венесуэльском порту Ла-Гуаира, на следующий день они обеспечили проникновение на корабль на Кюрасао остальных членов группы во главе с Гальваном, оружие пронесли в чемоданах.

Поздно вечером 22 января члены группы захватили мостик, застрелив дежурного офицера Жуана Жозе Насименту Кошту и ранив ещё двоих. Они взяли под контроль радиостанцию, заперли в каютах старших офицеров, и изменили курс на Африку.
Планировали захватить испанскую колонию Фернандо-По, чтобы используя её как базу, затем атаковать с помощью местных сторонников Луанду, где создать революционное правительство Португалии. Сам Гальван в своей книге "Мой крестовый поход за Португалию" признаёт, что план был "смесью мании величия и донкихотства", но говорит, что главной целью группы было "привлечение международного внимания к диктатуре Салазара".

24 января Гальван выступил с обращением "от имени Независимого национального совета освобождения, руководимого Его Превосходительством генералом Умберту Дельгаду, который был избран президентом Португальской Республики, но обманным путём был лишён своих прав правительством Салазара".
Гарантировав безопасность пассажиров, Гальван назвал свои действия началом восстания против "тиранического и тоталитарного правления Салазара", провозгласил корабль "первой освобождённой частью территории Португалии" и переименовал в "Санта-Либердаде".

Одновременно в Бразилии собрал пресс-конференцию сам Дельгаду. Он подтвердил, что Гальван и его команда действовали по согласованию с ним, назвал произошедшее "не мятежом или пиратством, а захватом португальского корабля португальцами в португальских политических целях" и отрицал какие-то связи с революционной Кубой – "Причём тут Куба?".

Группа португальских политиммигрантов в Лондоне обратились к правительствам США и Британии с призывом не вмешиваться в инцидент, который представляет собой "протест против фашистского режима в Португалии, подавляющего любое инакомыслие уже 35 лет".

Для Лиссабона ситуация была очевидной. Правительство заявило, что "захватившие "Санта-Марию" – не политики или идеологи, а простые бандиты", и "весь цивилизованный мир" обязан пресечь их действия. Гальвана португальские газеты называли "коммунистом" и "безумцем".

Но вот для остального мира всё было не так однозначно. По всему выходило, что тут имеет место быть не акт пиратства, а акт вооружённого мятежа против правительства, а следовательно, вмешательство военных иных стран становится вмешательством во внутренние дела Португалии.

Ситуация заметно осложнилась.
Tags: Португалия
Subscribe

  • Эфиопский дневник-6

    Последние пару дней потратил на знакомство со столицей Эфиопии Аддис-Абебой, от Боле до Энтото. Погода стоит замечательная, ясно, днём до 24…

  • Эфиопский дневник-5

    Сегодня с утра поездкой на озеро Чамо (бегемота видел)завершил южный маршрут. А затем - часовой перелет из Арба-Минч в Аддис-Абебу. После южной жары…

  • Эфиопский дневник-4

    Сегодня преодолел 300 километров живописной дороги от Турми по Великому Африканскому Рифту до Арба-Минч. По пути посетил деревни консо, которые в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Эфиопский дневник-6

    Последние пару дней потратил на знакомство со столицей Эфиопии Аддис-Абебой, от Боле до Энтото. Погода стоит замечательная, ясно, днём до 24…

  • Эфиопский дневник-5

    Сегодня с утра поездкой на озеро Чамо (бегемота видел)завершил южный маршрут. А затем - часовой перелет из Арба-Минч в Аддис-Абебу. После южной жары…

  • Эфиопский дневник-4

    Сегодня преодолел 300 километров живописной дороги от Турми по Великому Африканскому Рифту до Арба-Минч. По пути посетил деревни консо, которые в…