Округ Маланже расположен на северо-востоке Анголы, в 380 километрах восточнее столицы провинции. Регион с мягким климатом и большим количеством осадков идеален для развития сельского хозяйства.
В 1947 году португальско-бельгийская "Компанья Жераль душ Адгодеш ди Ангола" (более известная под сокращённым названием Котонанг) получила в концессию на выращивание хлопка 80 тысяч квадратных километров западнее и восточнее Маланже, вскоре другая компания, "Лагос энд Ирман" получила в концессию широкую равнину вдоль реки Куанго, ставшую известной как Байша ду Касанже.
На компании трудилось около 150 тысяч местных африканцев из числа амбунду, выращивали в год до 5 тысяч тонн хлопка, который должны были сдавать концессионерам по цене в 5-6 раз ниже рыночной.
При этом вооружённые охранник компаний из числа чернокожих тщательно следили, чтобы африканцы работали на участках и выращивали только хлопок. Им запрещалось использовать землю концессий для выращивания пищи. По мере истощения почвы рабочие вынуждены были уходить всё дальше от своих домов, возделывая всё новые участки порой в десятках километров от дома.
В лучшие годы доход (не превышавший 400 эскудо в год) позволял африканской семье ещё как-то свести концы с концами, в худшие они балансировали на грани голода.
Сложившуюся систему командир 2-го округа ВВС генерал Фернанду Пинту ди Резенде с возмущением называл "одним из примеров… вопиющей эксплуатации коренных народов".
Разумеется, такая форма крепостного права была питательной средой для недовольства африканцев. В их среде распространяется популярная в Конго синкретическая религия куимбангуизм, в декабре 1960 года в округе активно действует проповедник этой религии Антониу Мариану, известный как "пророк Мария". Также в округ из Конго проникают агитаторы ПСА (Партии африканской солидарности) – левой конголезской партии (имевшей связи с СССР) во главе Антуаном Гизенгой, соратником Лумумбы.
Как "пророк Мария", так и левые агитаторы говорили африканцам одно: изгоним европейцев, станем независимыми, и никто не будет заставлять вас работать. После "независимости" любой африканец сможет не работать и иметь всё, что пожелает. "Пророк Мария" крестил африканцев "водой Марии", которая якобы делала их неуязвимыми для пуль европейцев.
4 января 1961 года в деревне Тембо-Алума у границы с Конго африканцы наотрез отказались выращивать хлопок по контрактам. Неповиновение стремительно распространяется по всей Касанже. Африканцы сжигали хлопок, ломали сельскохозяйственные инструменты, выбрасывали удостоверения личности.
Они разрушили паромные переправы на реках Камбу, Луи и Квангу, мосты через реки Луандо и Луи, забаррикадировали многие дороги, забивали скот, разграбили магазины и угрожали европейцам.
Компании-концессионеры потребовали от властей вмешаться.
В дело вступила армия.