Ещё одним удалённым анклавом Лос-Анджелеса на берегу океана является Сан-Педро. В нём находится порт Лос-Анджелеса – самый-самый контейнерный порт США и всего Западного полушария. Ещё с 1919 по 1940 год Сан-Педро был домом Тихоокеанского флота США.
Доехать до Сан-Педро из центра Лос-Анджелеса можно только с пересадкой. Сначала за полчаса серебренной линией Метро, представляющей собой носящиеся по хайвеям автобусы, до Харбор Терминал, оттуда 205-м автобусом ехать почти час по многочисленным пригородам ЛА до ватерфронта Сан-Педро – паре километров обустроенной в последние годы под старину набережной.
Да, районы по пути неблагополучные, так что в автобусе привычно дежурит крепкий негр в фирменном жилете.
Ещё при поездке столкнулся с одним косяком.
На лос-анджелесской транспортной карте ТАП, как это и принято в мире, есть бонус в виде 2-часового бесплатного транзита, ну то есть когда в течение этого промежутка времени пересаживаешься с метро на автобус, то деньги с карты не списываются. Проезд и там и там стоит 1,75 долларов.
Однако проезд на автобусах серебренной линии Метро стоит 2,5 долларов. Представляется естественным заложить в карточку возможность списать при подобном бесплатном транзите 75 центов – однако при создании ТАП этого почему-то не сделали. И приходится доплачивать эти самые 75 центов при посадке – монетами без сдачи, как положено.
На набережной в паромном терминале вековой давности находиться Морской музей, напротив него – монумент морякам торгового флота США.
Ещё несколько месяцев назад вдоль набережной бегал красный исторический трамвай – последний уцелевший кусочек когда-то достигавшей протяжённости более тысячи километров "Пасифик Рэйлвей Ред Кар", трамвайной сети Большого Лос-Анджелеса и окрестностей.
В сентябре 2015-го линию закрыли в связи реконструкцией набережной и дальнейшая судьба сан-педровского трамвая остаётся под вопросом.
В самом начале набережной, прямо за круизным терминалом, и располагается единственная достопримечательность, ради которой и стоит тратить полдня на поездку в Сан-Педро – линкор "Айова", единственный музеефициированный линкор на Тихоокеанском побережье США.
57-тысячетонный стальной монстр длинной 270 метров стал головным кораблём последней в мировой истории серии линкоров. Вступил в строй в 1943 году, успел принять участие в завершающем этапе войны на Тихом океане. Участвовал в Корейской войне, затем пару десятилетий простоял на консервации, снова вступил в строй после модернизации в 80-е годы.
В 1990 году выведен в резерв, официально из списков флота исключён в 2006 году. Сначала линкор отбуксировали в Сан-Франциско, но там не нашлось денег на музей и корабль перехватил Лос-Анджелес. С лета 2012 линкор "Айова" является кораблём-музеем.
Вход находится в районе центральной надстройки, тикит-офис прямо у входа, билет стоит 18 долларов.
Над кассами висит предупреждение, что возможен вред для здоровья, так что беременным и прочим лучше не ходить. Это из-за типичного запаха боевого корабля внутри, в отличие от "Мидуэя" ещё не выветрившегося.
На борту идём по жёлтым стрелкам – это и есть единственный маршрут обхода корабля.
Сначала идём на нос, обходим вокруг первой башни с 406-мм орудиями главного калибра.
Затем заходим внутрь, спуска вниз нет.
Коридоры ведут по многочисленным помещениям.
Тут находятся каюты старших офицеров –
Офисы разных корабельных служб –
В офицерской столовой на ЖК-мониторах крутиться хроника времён службы линкора.
Ну и душевые с туалетами.
Лестница ведёт на следующий уровень.
Ко второй башне.
На ней установлена табличка с именами 47 моряков, погибших при взрыве пороха в башне в апреле 1989 года.
За второй башней заходим в президентские покои, ибо "Айова" выполняла ещё и функцию президентского флагмана Флота. "Президентс баттлшип" – постоянный слоган на борту корабля-музея.
Внутри воссоздана обстановка конца 1943 года, когда линкор доставлял президента Рузвельта на конференции в Касабланку и Тегеран.
За столом заседаний члены военного кабинета Рузвельта представлены обложками "Тайм".
В задней комнате – и президентская кровать с президентским санузлом.
Дальше по коридорам и лестницам не пройти.
По наружной лестнице поднимаемся на третий уровень.
Тут будет лёгкий флаг-мостик –
И БИЦ образца 80-х годов –
На следующем уровне расположен основной мостик –
И бронированная боевая рубка времён Второй Мировой, с узкими бойницами и перископом.
Далее идём наружу, неплохие виды на нос –
И на борта, с боковыми башнями 127-миллиметровок.
На верхнем уровне расположены вооружения, установленные на "Айове" в ходе модернизации 80-х годов.
Пустые контейнеры из-под крылатых ракет "Томагавк" -
Пусковые установки противокорабельных ракет "Гарпун" –
Зенитно-артиллерийские комплексы "Вулкан-Фаланкс" –
Ещё немного прохожу по внутренностям корабля, мимо жилых помещений рядового состава с трёхъярусными койками.
И спускаюсь на корму, к третьей башне.
Рядом с ней будет спуск в трюмное помещение, где располагаются музей и магазин сувениров. Купил магнитик за 3,99 долларов – с налогом с продаж заплатил 4,25.
Ещё предлагали купить фирменную сумку, дабы "поддержать наш доблестный флот". Ответил просто "ноу", не став объяснять, что данный доблестный флот – не мой.
На неспешный осмотр ушло полтора часа.
Подводя итог, пусть на "Мидуэе" или "Хорнете" бродить можно дольше и интереснее, линкоры больше трогают душу.