Перелёт занимает три часа, аэропорт Сан-Диего находится в городе, на берегу океана, так что заходящие на посадку низко над головой авиалайнеры – вполне обыденная вещь на городских улицах.
Аэропорт Линдберга небольшой, автобусная остановка прямо по выходу. 992-й автобус до центра днём ходит каждые четверть часа, ехать до Бродвея полчаса.
Центральная часть города располагается на берегу одноимённого залива.
Климат в городе средиземноморский, в самом конце апреля было солнечно и днём прогревалось почти до 30 градусов, но после захода солнца заметно холодало.
Хотя испанцы открыли эти места в 1542 году, первое поселение – францисканская миссия, основанная Хуниперо Серра и Гаспаром де Портола, появилось в этих краях в 1769 году. Она стала первым европейским поселением на территории современного штата Калифорния.
Но в целом поселение оставалось заштатной деревенькой и после перехода этой территории к США. Пока в 1860-х пара сан-францисских бизнесменов не прикупила земли в окрестностях и не развернула строительство.
В 1869 в холмах к востоку от города нашли золото, а в 1884-м до города дошла железная дорога.
Ныне в Сан-Диего проживает 1,3 миллиона человек, по переписи 2010 года количество небелых (считая с латиносами) впервые превысило количество белых. Город занимает 8-е место среди мегаполисов США и считается среди них лучшим для жизни.
Жил в хостеле на Маркет Стрит, 28 долларов место в дорме, И-нет, вентилятор. В туалете висел призыв экономить воду в связи с засухой.
Вокруг район Гисламп с ночной жизнью, вечером внизу во всю шумят бары, напротив супермаркет CVS.
Прямо у дома – автобусная остановка, ближайший "Хоул Фудс" в получасе езды на 3-м автобусе, на Юниверсити Авеню.
2-3 минуты ходьбы до остановки местного лайт-райла по имени Троллей.
Троллей Сан-Диего немного отличается как от обычных американских трамваев, так и от современных лайт райлов. Во многом из-за того, что он стал первым – именно с его открытия в 1981 году и началось в США возрождение общественного транспорта, было пришедшего в упадок после всеобщей автомобилизации населения.
Всего есть три линии Троллея – синяя ведёт из центра в городок Сан-Исидоро на мексиканской границе, зелёная – на восток по Мишон Валлей, оранжевая – в даунтауне.
Поезд Троллея состоят из трёх вагонов, ходят обычно каждые 10-15 минут. Станции объявляются и на табло пишутся на английском, на синей линии по-испански.
Рельсы проложены по городским улицам, по огороженным коридором среди разных корпусов, а зелёной линии – по эстакаде над Мишон Вэллей.
Также в городе и окрестностях хорошая сеть автобусов МТС (Метрополитан транзит систем), маршрутов много, ходят часто.
Автобусы-"гаромошки" это рапиды, экспрессы с лимитед стоп. Есть ещё и однодверные минибасы.
Транспортная карточка Компасс покупается в автоматах на станциях Троллея – сама карточка стоит 2 доллара, на неё удобнее всего сразу загрузить дай-пасс (однодневный проездной) за 5 долларов, так что итого выходит 7 долларов.
В автобусах всё как обычно – вход через переднюю дверь, выход через заднюю, на входе платишь (2,25 долларов) или прикладываешь карточку.
А вот на Троллее карточку надо прикладывать к валидаторам на остановке, до посадки, как и в Сиэтле.
Контролёров видел чаще, чем в Сиэтле. А водители в автобусах даже заставляют пенсионеров предъявлять удостоверения, подтверждающие льготы.
Также с вокзала на север вдоль побережья ходят двухэтажные электрички "Коастер".
С вокзала Санта-Фе, рядом с которым на остановке соединяются линии Троллея, и уезжал в Лос-Анджелес.
Прогулку по городу начну с даунтауна.
Главную улицу, Бродвей, ведущую с запада на восток к набережной, украшают многочисленные здания вековой давности.
Южнее идут кварталы более современных построек.
Среди них попадаются и совсем современные – как городская библиотека 2013 года постройки или Музей детства 2008 года.
Тут же рядом и неприметный музей китайской общины, который только вход в национальном стиле и выделяет.
На южном конце даунтауна будет бейсбольный стадион "Петко парк", где играет местная команда "Сан-Диего Падрес".
Явно команда № 1 для города – в витринах магазинов и даже на автобусах постоянно попадалось "Гоу, Падрес".
Дальше, за железнодорожными путями – громада Конвеншен-Сентра.
Севернее даунтауна находится район Литтл Италия. На центральной улице района, Индия Стрит, масса итальянских ресторанчиков, по вечерам там прогуливаются большие толпы народа.
Из посещённых пивных понравился "Карл Страусс" на Коламбия Стрит, около остановки Троллея Сивик сентер. Пинта пива стоит обычные 5-7 долларов, у них был шикарный "рашен империал стаут", с кофейными нотками.
Дальше на север расположена главная городская достопримечательность – Бальбоа Парк.
Обширная лесопарковая зона, на территории которой расположен местный зоопарк (один из самых больших в Штатах), масса разнообразных музеев и памятников.
Основные сооружения представляют собой павильоны, построенные 100 лет назад для Панама-Тихоокеанской выставки – которой отмечалось открытие Панамского канала. Позднее ещё много чего построили.
В роскошном здании, больше всего напоминающим собор, расположен антропологический музей.
На площади установлен памятник мексиканскому ковбою-чарро, подарок городу от правительства Мексики.
Рядом будет и подарок от города-побратима Иокогамы – симпатичный японский садик.
В орган-холле все желающие могут попробовать поиграть на органе.
На южном краю парка и музей авиации имеется, но до него не добрался.
Севернее Бальбоа Парка, на вершине холма будет район Хиллкрист с местным университетом.
В следующий раз отправимся в Олд Сити и другие места дальше от центра.