Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Category:

Годзилла, царь чудовищ – Миллениум-серия

Вот и третья, завершающая часть статьи про главного чудовища Японии.

Миллениум-серией именуются фильмы, снимавшиеся с 1999 по 2004-й. Всего шесть фильмов. Все они (кроме "дилогии Кирю") были независимы друг от друга, являясь сиквелами самого первого фильма.

Расскажу о каждом фильме отдельно:
"Годзилла 2000: Миллениум" (1999) – первый и худший фильм серии. Затянутый, скучный и перегруженный, с картонными персонажами и весьма средненькими спецэффектами. Пожалуй, единственный плюс фильма – антагонист главного героя, "японский Шойгу", в исполнении любимого всеми дорамщиками Хироши Абе.

"Годзилла против Мегагирус" (2000) был режиссёрским дебютом Масааки Тедзуки, большого фэна Годзиллы. Для дебюта получилось неплохо – всё простенько, но живенько и интересненько. Ещё, судя по фильму, Тедзука фанатеет и от главного японского супергероя, Ультрамана. И в отличие от предыдущего фильма, претензий к спецэффектам нет.

"Годзилла, Мотра, Кинг Гидора" (2001) – "Тохо" не обрадовали низкие кассовые сборы первых двух фильмов, поэтому и был приглашён главный японский делатель блокбастеров, Шуске Канеко (трилогия о Гамере, "Дес Нот" и др.). И он снял один из лучших фильмов о Годзилле, сложный и глубокий, с шикарными героями и довольно грустным взглядом на духовное состояние современного японского общества. Правда, это всё же больше фильм Канеко, чем фильм о Годзилле, с глубокой мистической подоплёкой, не свойственной серии, тяготевшей к НФ. Годзилла в версии Канеко – истинный "бог смерти" минувшей войны на Тихом океане, абсорбировавший души павших в этой войне и ведомый их гневом (кстати. подобная идея была озвучена в фильме 1954-го).
А противостоят ему древние боги-хранители Земли Ямато – Мотра, Кинг Гидора и Барагон. Вот только современным японцам от этого не легче – они же защищают Землю Ямато, а не тех мелких и плоских людишек, ныне её заселяющих. И в центре этой истории оказывается главная героиня в великолепном исполнении Чихару Ниямы – вполне реалистичная современная молодая японка (вплоть до привычки напиваться на корпоративах:)). Разумеется, и техническая сторона не подкачала.

"Годзилла против Мехагодзиллы" (2002) – после шедевра Канеко новый шанс получил Тедзука. Что получилось? Фильм полон оригинальных идей и задумок, только вот с реализацией не всё хорошо. Нет, всё смотрится захватывающе, но остаются вопросы. Сам Мехагодзилла – лучшее "живое" воплощение анимешного меха. Им управляет суперкомпьютер, запрограммированный на основе ДНК самого первого Годзиллы, но не станет ли из-за этого Мехагодзилла самим Годзиллой?

Оператор данной машины – живое воплощение то же популярного анимешного типажа (Рей Айянами и её клоны) в исполнении идола Юмико Сяку. Девушка, абсолютно уверенная в нулевой ценности собственной жизни и поэтому являющаяся совершенным воином, который выполнит приказ любой ценой. Само развитие проекта создания Мехагодзиллы плотно увязано с современной политической ситуацией в Японии (там есть даже такая фантастика, как женщина – премьер-министр!). Но все эти темы не получаю должного развития, а конфликты снимаются просто по-детски. Такое чувство, что режиссёр, сняв первый час экранного времени, вдруг обнаружил, что у него осталось всего полчаса и надо срочно сворачивать лавочку.

"Годзилла: Токио СОС" (2003) – Тедзука снял прямой сиквел предыдущего фильма. В общем, он его сильно напоминает, разве что персонажи заметно слабее - в результате самым интересным героем оказывается мелькнувшая на несколько минут в начале главгероиня прошлого фильма. Так что получился зрелищный фильм, сконцентрированный на великолепно снятых (спецэффекты – просто лучшие во всей истории Годзиллы!, а сцена столкновения Мотры с двумя истребителями в самом начале - лучша токусацу-сцена в истории японского кино) битвах чудовищ.

"Годзилла – последняя война" (2004) – на 50-летие первого фильма "Тохо" решило закончить Миллениум-серию чем-то грандиозным. Денег вбухали массу (20 миллионов долларов – по японским меркам огромный бюджет), написали неплохой сценарий, привлекли лучших дизайнеров, сделали классные спецэффекты, да и актёры неплохи, ну и затащили просто всех чудовищ, что насоздавали за полвека. Ошиблись в одном – на роль режиссёра привлекли "японского Таратино" Рюхея Китамуру. Как Тедзука и Канеко, он то же фэн Годзиллы. Снял он всё, конечно, стильно. Целая серия шикарных сцен в видеоклиповой манере, некоторые просто супер – вроде атаки Родана на Нью-Йорк или мотоциклетной дуэли двух героев-мутантов. Вот только в что-то цельное эти сцены так и не сплавились.

Отдельно хочу отметить такую деталь этого фильма – он стал единственным за всю Миллениум-серию, где одну из главных ролей играл неяпонец – у Дона Фрея получился шикарный "батяня-комбат". В фильмах о Годзилле в 60-70-е годы, да и (в чуть меньшей степени) в 80-90-е, актёры-иностранцы появлялись регулярно в главных или просто важных ролях.
Что потом? "Тохо" отвергла предложение "Даэй" свести в одном фильме двух главных японских чудовищ, Годзиллу и Гамеру, и обещало снять следующий фильм к 60-летию серии.

В России несколько лет назад фильмы Миллениум-серии показывались на Рен-ТВ. Все фильмы (кроме самого короткого, "Годзиллы против Мехагодзиллы") были обрезаны, чтобы втиснуть в полуторачасовой формат (надо же ещё полчаса рекламы насувать:(). Вырезали, разумеется, не боевые сцены, а разговорные – из-за чего и так местами не слишком сильный сюжет превращался в что-то вообще неудобоваримое. Переводчики продемонстрировали явное незнание фона переводимых фильмов, да и современной японской жизни – ну разве может нормально перевести "Годзиллу против Мехагодзиллы" человек, незнакомым с самим понятием "меха"? В общем, получилось всё, как обычно.
Tags: Япония, кино, токусацу
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments