Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Categories:

Закат испанской колониальной империи в Африке. Акт первый/Ифнийская война – битвы в Сахаре

Заперев испанцев в Сиди-Ифни, взять который они не могли, марокканские повстанцы перенесли свою деятельность южнее, в Испанскую Сахару.

К началу конфликта в Сахаре находились 4-я и 13-я бандеры Легиона и 3-й табор тирадоров (5-й был распущен накануне войны), а так же отдельные части территориальной полиции и номадической кавалерии, ВВС представлены одним "Хенкелем-111".

С конца декабря 1957-го в Сахаре происходят обстрелы фортов и патрулей.
В ночь с 12 на 13 января 1958 года повстанцы атаковали столицу Сахары, Эль-Аюн. Легионеры без проблем отбили атаку. На следующее утро командование решило преследовать отступивших повстанцев, чтобы в одном бою покончить с АОМ в Сахаре.

В 7-мь утра 13 января 13-я бандера Легиона была выстроена во дворе гарнизона в Эль-Аюне. Недавно назначенный командир бандеры, полковник Ривас Надаль вышел к ним вместе с губернатором полковником Мулеро: "Рыцари Легиона! Испания снова нуждается в вас во славу нашей родины! Добровольцы!". С единым возгласом "Испания и Легион!" все легионеры сделали шаг вперёд.

Все четыре роты 13-й бандера под командованием полковника Надаля направились по правому берегу сухого вади Сегуэт-эль-Хамра к деревушке Эдчера, где по данным разведки и сосредотачивались повстанцы.
В авангарде шла 2-я рота капитана Жарегуя, 3-я рота старшего лейтенанта Франциско Гомеса Вискаино шла по самому краю вади, слева шла 1-я рота капитана Хирона Майнара, сзади – полковник Надель с 5-й ротой капитана Вильяра. Вооружены легионеры были стрелковым оружием и несколькими пулемётами – имевшиеся по штату миномёты оказались неисправны.

Под голубым безоблачным небом легионеры быстро продвигались по плоской равнине (не ведя никакой разведки местности). В 2-х километрах от Эдчеры начинался спуск на дно вади. И когда 2-я рота начала спуск по узкой тропе, то внезапно угодила под интенсивный огонь повстанцев с двух сторон. Первой же пулей был убит командир авангардного взвода лейтенант Франциско Гамборино.

Капитан Жарегуй с авангардным взводом всё же смог спуститься на дно вади, где взвод был окружён значительно превосходящими силами повстанцев и полностью уничтожен. К нему пытались пробиться другие части 2-й роты, в то время как остальные легионеры залегли наверху, под интенсивным обстрелом из стрелкового оружия и миномётов с нескольких сторон, был убит командир 3-й роты старший лейтенант Вискаино.

З-й взвод 2-й роты смог спуститься на дно вади, но оказался в окружении. Под угрозой уничтожения легионерам пришлось отступить, бригадный сержант Франциско Фадрик Кастрамонте и рядовой Хуан Мадерал Олеага пожертвовали собой, оставшись с пулемётом прикрывать отход товарищей (за этот подвиг они были посмертно награждены Крестом Лауреада ордена Сан-Фернандо – высшей военной наградой Испании, на сегодняшний день это остаётся последним награждением в истории).
С наступлением темноты повстанцы отступили, оставив на поле боя до полусотни тел. Потери испанцев были сопоставимы – 48 убиты, в том числе 4 офицера, и 51 ранен.

Бой при Эдчере стал самым кровопролитным столкновением Ифнийской войны. Позднее выяснилось, что костяк сил повстанцев в бою составили бывшие тирадоры.

После боя при Эдчере испанские силы в Сахаре наращиваются. В январе 1958-го в Сахару перебрасывается 9-я бандера Легиона, а в первую декаду февраля – кавалерийский полк "Сантьяго-7" и (из Ифни) экспедиционный батальон пехотного полка "Кадис-41".
Ещё в конфликт решили вмешаться французы, которых обеспокоила повстанческая активность у границ собственных колониальных владений. Как признавали позднее сами марокканцы, именно активная работа французских политических офицеров привела к тому, что местные племена не присоединились к боевикам АОМ.

К 10 февраля 1958 года для операции в Сахаре было сосредоточено 9 тысяч испанских и 5 тысяч французских солдат. 130 самолётов (преимущественно транспортные) и 700 различных машин, включая грузовики, лёгкие танки М5 "Стюарт" и М24 "Чаффи", броневики М8 "Грейхунд" и ЕБР-75. Удары по повстанцам наносили значительные силы артиллерии – от 60-мм миномётов до 105-мм гаубиц, а также средние бомбардировщики Б-26 "Мародёр" и лёгкие штурмовики Т-6 "Тексан". Руководили операцией испанский генерал-лейтенант Лопес Валенсия, генерал-капитан Канар, и французский генерал Габриэль Бургун, командующий войсками во Французской Западной Африке.

Испанские части наступали в глубь страны от Эль-Аюна, Вилья-Бенса и Вилья-Сиснероса навстречу французским силам, продвигавшимся от Форт-Гуро и Форт-Тринкье в Мавритании, и алжирского Тиндуфа. С французской стороны в операции участвовали части 1-го полка Иностранного Легиона, 7-го полка колониальных парашютистов и сахарских мехаристов. Артиллерия и авиация наносили массированные удары по базам АОМ в горах между Тан-Таном и Сегуэт-эль-Хамра.

20 февраля испанские легионеры взяли штурмом главную базу АОМ в Смаре и на другой день остатки повстанцев отступили в Марокко, оставив 150 убитых, большие запасы оружия и боеприпасов. Потери европейцев составили 8 убитых испанцев и 7 французов.

Одновременно с победой в Сахаре испанские силы активизировались и в Ифни.
Tags: Африка, Испания, Марокко, колониальные войны
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments