Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Categories:

Закат испанской колониальной империи в Африке. Пролог – Испанская Гвинея

Обычно концом Испанской колониальной империи принято считать войну 1898 года с США, лишившую Испанию Филиппин, Кубы и Пуэрто-Рико. Однако поражение в той войне не затронудо африканские владения Испании. Так что в следующий век испанцы успели поэкспериментировать с "просвещённым колониализмом" и даже повоевать в парочке полноценных колониальных войн и нескольких конфликтах поменьше размахом.
В данном рассказе не буду касаться испанских протекторатов в Марокко, речь пойдёт только о полноценных колониях – Ифни, Сахаре и Гвинеи.

Земли будущей Испанской (ныне – Экваториальной) Гвинеи были открыты португальским мореплавателем Фернанду По в 1470-х годах и достались Испании по договору Эль-Пардо 1778-го (тому самому, что подвёл итог войн за Восточные миссии).
Формально территория подчинялась вице-королю Ла-Платы, но после провала из-за мятежа в 1780-м первой экспедиции Хоакина Примо де Риверы, никаких испанцев в тех краях не наблюдалось более полувека. Зато через несколько десятилетий там объявились вездесущие британцы.

В 1827-м британский капитан Уильям Оуэн перенёс базу по борьбе с работорговцами из Сьерра-Леоне на Фернандо-По, основав Порт-Кларенс. Борьба с работорговцами преимущественно португальского происхождения продолжалась до 1835 года.
В 1839-1841-м британцы вели с испанцами переговоры о продаже территории, законопроект об этом даже был внесён в испанские кортесы, но продажу заблокировал регент Испании генерал Бальдомеро Эспартеро.
После чего испанцы наконец-то озаботились тем, чтобы добраться до своей земли. В марте 1843-го на Фернандо-По прибыла испанская бригантина "Нервио", чей капитан Хуан Хосе Лерена-и-Барри провозгласил испанский суверенитет и переименовал Порт-Кларенс в Санта-Исабель. Колония получила официальное название "Испанская территория в экваториальной части Гвинейского залива".

Данное событие не сильно изменило обстановку на месте, ибо "Нервио" как приплыла, так и уплыла, живший на острове британский торговец и предприниматель Джон Бикрофт, имевший должность британского консула в регионе Бенин/Биафра, получил ещё и должность испанского губернатора.

Ещё при основании Порт-Кларенса капитан Оуэн привёз группу свободных образованных африканцев из Сьерра-Леоне для создания постоянной колонии. Несколько лет спустя британское миссионерское общество привезло группу англоговорящих негров с Ямайки. Именно они заняли привилегированное положение в обществе Фернандо-По, являясь посредниками между местными жителями и европейцами.
Вальмаседа, посетивший остров вскоре после того как Порт-Кларенс стал Санта-Исабелем, нашёл там процветающую африканскую аристократию, говорившую на английском, занятую торговлей с Нигерией и посылавшую своих детей учиться в Англию. Гуемар де Арагон, посетивший остров в конце 1840-х, написал, что в Санта-Исабеле живёт "900 цивилизованных негров (негрос сивилизадос) и только 15 европейцев. Они (т.е. негры) сочетаются браком в протестантской церкви, называют себя англичанами и все говорят по-английски".

Первые десятилетия продвижение Испании в новой колонии было преимущественно частным делом миссионеров и путешественников. В 1848-м на Фернандо-По появились миссионеры-иезуиты, основавшие первые школы. Правда в 1872 году иезуитов из Испании опять изгнали, но их дело в Гвинее продолжили кларетины.
В 1884-м гамбургский коммерсант так описал ситуацию в этих землях: "Испания не имеет никаких колоний на этой земле, не ведёт никакую торговлю. Только на Фернандо-По живёт губернатор и несколько чиновников… Страна не приносит никакой выгоды Испании, одни убытки ".

Первый настоящий испанский губернатор (Карлос Чакон) в этих краях наконец-то появился в 1858-м, в 1861 году на острове появился испанский гарнизон – с Кубы была переброшена рота колониальной (ныне - морской) пехоты.
С 1862-го испанская администрация на Кубе стала высылать проштрафившихся (в том числе по политическим мотивам) чернокожих на Фернандо-По. Именно несколько тысяч афро-кубинцев, слившись с потомками колонистов из Сьерра-Леоне и Ямайки, в итоге сформировали господствующую чернокожую прослойку общества Фернандо-По – "фернандиньо".

В 1885-1887 годах испанский путешественник Мануэль Ирадьер фактически присоединил земли на континенте напротив Фернандо-По (Рио-Муни) к Испании, подписав договоры с сотнями туземных вождей. Официально Рио-Муни стал испанской колонией в 1900 году, когда был подписан договор с Францией, определивший границы испанских и французских колониальных владений в Африке.

Только в самом конце XIX века, после потери Кубы и Филиппин, испанское правительство обратило внимание на африканские колонии. 11 июля 1904-го издаются первые два королевских указа, регламентирующих управление колонией.
26 февраля 1907-го генерал-губернатор Анхель Баррера-и-Луандо издаёт первый регламент о развитии колонии. Заявлены три цели: образование, испанизация и евангелизация. Введено обязательное обучение местного населения на испанском. В том числе регламент предписал англоязычным протестантским миссионерам вести проповеди исключительно на испанском языке.

В первые десятилетия XX столетия в Испанской Гвинее (официально колония под таким названием, объединившая все испанские владения в экваториальной Африке была создана 11 августа 1926 года) происходит глубокая трансформация. Под руководством белым землевладельцев создаются обширные плантации какао (на Фернандо-По) и кофе (в Рио-Муни), активно развивается лесозаготовка. Продукция колонии ориентирована на экспорт, поэтому интенсивно строятся дороги и порты.
В 1908-м формируется колониальная гвардия (гуардия колониал) из чернокожих солдат во главе с офицерами-испанцами. С 1923-го местные жители вербуются и в испанский Легион.

В 1914 году принят новый регламент об образовании, устанавливавший трёхступенчатую систему образования на испанском. Несмотря на протесты местного населения, введено обязательное образование всех детей (как мальчиков так и девочек) от 8 до 14 лет.
Всего созданы 20 полных средних школ: 10 – в Рио-Муни, 7 – на Фернандо-По, по одной – на остальных островах. Наиболее способные продолжали обучение в училище в Санта-Исабеле, готовившем учителей и чиновников из местного населения.
В 1901-м в Санта-Исабеле начинает издаваться первая местная газета, "Эль Эхо де Фернадо-По".
17 июля 1928-го создаётся институт патроната над местным населением (Патронато де Индигенос), призванный продвигать гвинейцев к цивилизации.
В это же время произошло одно малозначительное событие – в 1927-м несколько месяцев в Гвинее провёл молодой флотский офицер Луис Карреро Бланко. На следующие полвека будущий "серый кардинал" Франко станет одним из немногих (если не единственным) испанских деятелей, реально интересовавшихся колониальными вопросами.

Установление Республики заметно ухудшило положение местного населения. С мая 1931-го под руководством генерал-губернаторов Гвинея была превращена в громадную плантацию какао и лесопилку, с бесправными местными, вкалывающими на них 12-14 часов в сутки. Система патроната и образования местных была заброшена. При этом республиканцы ещё преследовали монахов-кларетинов, традиционно защитников местного населения, особенно когда в 1935-м генерал-губернатором стал социалист Луис Санчес Гуэрра. Единственной дозволенной политической партией в колонии в те годы был Народный фронт.

В результате Испанская Гвинея (с 1935-го официально именовавшаяся "Испанские территории в Гвинейском заливе") стала ареной Гражданской войны.
19 сентября 1936-го командир колониальной гвардии подполковник Серрано поднял восстание на Фернандо-По, арестовал Санчеса Гуэрру и от имени Франко провозгласил себя генерал-губернатором. Вице-губернатор Мигель Эрнандес Порсель, находившийся на материке в столице Рио-Муни, Бата, отказался признать переворот.

23 сентября 1936 года франкисты организовали наступление на Бата, Порсель со своими войсками выступил навстречу. Встретились они около Командочины, на речке Экуку. С обеих сторон были чернокожие солдаты во главе с белыми офицерами. Только одни кричали "Альто эн номбре де ла Република!", а другие – "Арриба Эспанья!" В коротком бою победили республиканцы, 2 туземных солдата убиты, франкисты бежали на французскую территорию, в Габон.
В Бата победившие республиканцы арестовали всех священников, монахинь и сторонники Франко, которых они называли "клерикалами", устроив из единственного имевшегося в колонии корабля "Фернандо-По" плавучую тюрьму.
В октябре 1936-го в Санта-Исабель прибыл корабль националистов "Сьюдад-де-Майюн" с мавретанским подразделением Легиона. С его помощью Серрано смог переправится в Рио-Муни и разгромить республиканцев в Бата. Теперь их черёд был бежать на французскую территорию, в Габон.

Переход колонии к франкистам привёл к существенному улучшению положения местного населения. В 1937-м подтверждаются полномочия туземных вождей.
29 сентября 1938 года Франко реформирует институт патроната. Новый Статут называет целью патроната "улучшения плачевного состояния туземного населения". Патронат определён как "общественный институт, призванный продвигать, развивать и защищать моральные и материальные интересов туземцев, которые не могут постоять за себя". Заявленной цели патронат добивается через строительство школ, больниц, приютов, лепрозориев, создание кооперативов и кредитных товариществ.
Строительство данных заведений активизируется, в 1943-м в Санта-Исабеле основана старшая школа (бачилерато) Св. Фомы Аквинского, готовящий туземные кадры для местной администрации.
С целью освобождения местных негров от трудовой повинности на плантациях, организована контрактация и завоз на Фернандо-По сельскохозяйственных рабочих из Нигерии.

Серия реформ завершается принятием 30 сентября 1944 года Закона об эмансипации местного населения колоний. Согласно нему, всё местное население колонии делилось на "эмансепадос" и "цветных".
Первые (а так же их жёны и дети) полностью приравнивались к белым испанцам, имели испанское гражданство, и соответственно все права и обязанности гражданина Испании. Для перехода в данную категорию местный житель должен быть старше 21 года, иметь испанское среднее образования, жить в городе и не менее 2 лет вести испанский образ жизни.
Не эмансипированные негры жили обычной жизнью, подчиняясь колониальным законам и традиционному праву, если оно не противоречило колониальным законам, общественному порядку и католической морали.

Всего население Испанской Гвинеи составляло около 300 тысяч человек, из которых европейцев было чуть более 3 тысяч.

Закон 1944-го распространялся и на расположенную севернее Испанскую Сахару – в следующий раз поговорим о ней.
Tags: Африка, Испания, империализм
Subscribe

  • Чтение в субботу вечером – цель борьбы

    Завершая изыскания по истории борьбы индонезийцев с голландцами за Новую Гвинею, наткнулся на такой рассказ американского посла. Итак, 15 августа…

  • Битва министра Лунса

    На варспоте вышла статья про борьбу Индонезии с Голландией за Новую Гвинею. У себя немного расскажу о мотивации того, кто был главной фигурой в…

  • Террор для страны тюльпанов – ассенский финал

    Когда молуккская община хоронила террористов, убитых в Де-Пюнте, процессия проследовала мимо большого комплекса зданий правительства провинции…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Чтение в субботу вечером – цель борьбы

    Завершая изыскания по истории борьбы индонезийцев с голландцами за Новую Гвинею, наткнулся на такой рассказ американского посла. Итак, 15 августа…

  • Битва министра Лунса

    На варспоте вышла статья про борьбу Индонезии с Голландией за Новую Гвинею. У себя немного расскажу о мотивации того, кто был главной фигурой в…

  • Террор для страны тюльпанов – ассенский финал

    Когда молуккская община хоронила террористов, убитых в Де-Пюнте, процессия проследовала мимо большого комплекса зданий правительства провинции…