Vadim (antinormanist) wrote,
Vadim
antinormanist

Categories:

Зимний Выборг

Небольшой рассказ о посещённом в январе этого года Выборге.

Электрички в Выборг ходят с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга, каждые 3-4 часа с 7-ми утра до 10-ти вечера, 270 рублей, в пути 2 часа 15 минут (есть несколько экспрессов, которые за полтора часа доезжают, но в новогодние каникулы их отменяют). Ничем от подмосковных не отличаются – билетики также штрих-кодом вставлять в турникеты, ходят разные коробейники, разве что безбилетники массово от кондукторов не бегают.

Выборг был основан шведами в 1295-м на границе новгородских владений. И оставался шведским до 1710-го, когда со 2-й попытки был взят Петром I с целью обезопасения от вражеских набегов своей новопостроенной столицы. В 1744-м стал губернским городом, в 1809-м включён в состав Великого княжества финляндского, с которым и ушёл в состав Финляндии после революции, где являлся 2-м по величине и значимости городом страны. В Россию вернулся в 1940-м и окончательно в 1944-м после пары войн с финнами.

Поезда приезжают на вокзал, построенный в познесталинское время на месте разрушенного в годы войны.

Все дни в городе валил мокрый снег, превращаясь в слякоть под ногами, 1-2 градуса то ниже, то выше нуля. Так что из-за тяжёлых погодных условий так и не добрался до Монрепо.
От вокзала Ленинградский проспект ведёт в центр. Эта часть города застроена преимущественно в финское время в стилях национального романтизма и функционализма.
Особенно приглянулся Дом компании "Хякли, Лаллукка и Ко", 1906 года постройки.

Проспект приводит к Красной площади, на которой стоит местный Ленин и главная городская ёлка.

Южнее площади находится главный городской парк Ленина (чаще именуемый Эпланада). В нём имеются разные скульптуры вроде этого Лося.

И городская библиотека, построенная в 1935-м знаменитым финским архитектором, "отцом североевропейского модернизма" Алваром Аалто.

На запад от Красной площади проспект Ленина ведёт к Рыночной площади.
На ней будет и главный городской рынок.

Расположен в здании 1904 года постройки.

На площади будет и Круглая башня, построенная при расширении крепости в середине XVI века. Под ресторан её перестроил ещё главный архитектор финского Выборга Уно Ульберг в 1923-м.

С южной стороны Эспланаду ограничивает Крепостная улица.
С юга к парку примыкает стела Город воинской славы, воздвигнутая в 2010-м на месте памятника Калинину.

С запада к Эспланад примыкает "квартал Аренберга" – различные здания губернской власти, построенные в начале ХХ века.

Некоторые из них, как здание почты, за век не изменили спецификацию.

За ними на Крепостной расположен и главный православный храм города – Спасо-Преображенский собор, строившийся 2 десятилетия и законченный в 1817-м.

С ним соседствует и построенный в те же годы главный лютеранский храм – собор Свв.Петра и Павла.

Рядом с собором установлен в 2009-м памятник епископу Микаэлю Агриколе, переводчику Библии на финский язык, в честь которого отмечается День финского языка.

От соборов улочка ведёт на юг, к бастиону Панцерлакс, одной из частей городской стены, построенной в 1470-е годы.

От него виден и другой сохранившийся осколок той стены – башня Ратуши.

Выше Панцерлакса в 1930-м был построен павильон "Эрмитаж" – в нём и в наши дни расположен городской музей.

С видовой площадки у "Эрмитажа" в снежной пелене не видно Балтики – только краны морского порта.
За башней Ратуши расположены руины доминиканского монастыря. Построенный в 1490-х годах, он пережил Реформацию и войны, но сгорел в результате пожара в 1989-м.

С тех пор так и стоит, частично используемый местными под автостоянку.
От собора начинаются кварталы Горки – старого города с узкими улицами.

Среди них высятся ещё одни развалины.
Это Старый кафедральный собор, освящённый в 1418 году, и побывавший за свою историю католическим, лютеранским и православным, пока не был разрушен в результате авианалётов в ходе советско-финской войны.

От него осталась только стены, да построенная в 1494-м колокольня, ныне Часовая башня, на которую в начале "Земли Санникова" лазили главные герои этого культового советского кино.
Крепостная улица приводит к набережной и площади Старой ратуши. Перед фасадом оной Старой ратуши стоит основатель города Торгильсу Кнутссону.

Статуя была сооружена в 1887-м, но установлена после долгой бюрократической войны на уровне вплоть до царского и шумной полемики в прессе с заголовками вроде "Финляндский памятник врагу России", только в 1908-м. В 1948-м памятник был сброшен, десятилетия валялся в запасниках местного музея и восстановлен в 1993-м.
От площади Старой ратуши идёт Крепостной (Абосский) мост.

С него и можно пройти в расположенный на острове в заливе Выборгский замок.

Вход с юга, через проездную арку комендантского дома.

Помещения заняты экспозициями музея-заповедника "Выборгский замок".

В центре возвышается символ города – башня Святого Олафа, с которой и начался Выборг.

Обратно от замка можно прогуляться до Рыночной площади по набережной.
В противоположную сторону от Красной площади проспект Ленина упирается в Батарейную гору, на которой сохранились остатки Восточно-Выборгских укреплений, построенных в 1860-е годы, и сильно разрушенные в ХХ веке в ходе финской гражданской и советско-финской войн.

Неподалеку от них и останавливался – в "Северной Короне" на Соборной улице, четверть часа неспешной ходьбы от вокзала, 2190 рублей за ночь в даббле с басрумом на 3-м этаже, лифта нет, кулер на этаже, в номере – телевизор, вай-фай хороший. Но звукоизоляция никакая. В общем, жить можно.
Рядом с гостиницей – "Пятерочка", супермаркеты в городе представлены ею и "Магнитами", есть и местные сети. Недорогие едальни (рублей 150 за хороший обед) в домах вокруг площади Ленина.

Рядом с железнодорожным вокзалом находится и автовокзал, тут же остановки городского транспорта, представленного в основном современными автобусами (хотя и ПАЗики встречаются). Основные маршруты – № 6/1, ходящий с севера на юг через весь город, и № 13 – круговой по центру. Автобусные остановки обозначаются знаками, но иная информация на них отсутствует. Вход через переднюю дверь, платить водителю, 22 рубля.
В целом поток машин на улицах невелик, и водители имеют привычку пропускать пешеходов.

Городок симпатичный, хотя вот, помимо откровенных руин, и многие исторические здания выглядят не очень. Да и ходить по улицам зимой опасно из-за постоянных обрушений с крыш снега.
Так что надо приезжать летом.
Tags: Ленинградская область, Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments